70 лет Победе!
ОКБ А. С. Яковлева в Великой Отечественной войне
Иркутский авиационный завод в годы войны
Живое слово ветеранов
Воспоминания летчиков, воевавших на самолетах «ОКБ им. А.С. Яковлева» и Иркутского авиационного завода
Самые интересные, самые значимые, самые ценные слова о боевых самолетах - это слова, сказанные воевавшими на них летчиками. Их похвалы - высшая оценка труда конструкторов и производственников
Голодников Николай Герасимович
«Если брать немецкие машины, там «мессер» или «фоккер», то у них боевая скорость была ниже максимальной на 80-100км/ч. У «яков» же эта разница была километров 60-70, а во второй половине войны и поменьше. «Яки» были самыми динамичными и легкими истребителями советских ВВС»
Звонарев Константин Григорьевич
«Немцы обычно открывали огонь с дистанции 100-200 метров. Вот тут главное - не подпустить его, успеть дать очередь. Не обязательно сбивать: очередь перед ним дал - он уже отваливает»
Беспалов Николай Ефимович
«Як-3 - машина была исключительная, просто игрушка»
Кожемяко Иван Иванович
«Как летчику-истребителю мне выпало счастье видеть, как взрываются ударом о землю сбитые мной самолеты врага. (Поверьте, это счастье.) Но еще больше я горжусь тем, что за всю войну в моем звене не было потеряно ни одного летчика!»
Еремин Борис Николаевич
«Мы отдавали предпочтения «якам» - Як-1, Як-7 - маневренные. «За газом» ходят. Як-9 был немного тяжеловат, но вооружение хорошее. Самый лучший - Як-3, это идеальная машина для боя. Просто сказка!»
Тихомиров Владимир Алексеевич
«Як-7 был хорошим истребителем, разве что вооружение было слабовато, а вот Як-9 был по-настоящему хорош - быстрый, маневренный»
Белоусов Николай Иванович
«Я на горящем самолете летел ровно 30 минут! Мне потом никто не верил. Самолет должен был взорваться! И тут как будто бы боженька мне подсказал: «Пора прыгать»
Титов Федор Иванович
«Для такого самолета у него слабые моторы. На взлете он был трудный, его разворачивало. Как только упустишь, не удержишь. А так… я привык»
Пшенко Владимир Арсеньевич
«Первые вылетов пять мандражил. Было страшновато. Кажется, самолет не так идет. Вроде заходят меня сбивать. Я уже кричу: «Радист, смотри! Стрелок, смотри! Второй раз уже живой не останешься, если шибанут!»
Минаков Василий Иванович
«И нужно такому случиться! Я встретился с тем летчиком, который сбивал наши самолеты! Можете себе представить?! Да вы представить даже себе не можете! Тот, который сбивал наши самолеты, и мой самолет сбил, гад!»
Калиниченко Андрей Филиппович
«У нас так считалось: если на первом вылете не сбили, жди третьего, на нем могут скосить. Если на третьем ты цел - седьмой вылет. Если и тут остался жив - пролетаешь всю войну»
Кабаков Иван Иванович
«Один снаряд попал в двигатель, второй снес всю носовую часть, так что ноги с педалями почти на улице оказались. Сижу как в аэродинамической трубе»
Буторин Николай Дмитриевич
«Потери на Курской дуге в полку были, но незначительные, но за те два года, что я воевал, полк трижды обновлялся»
Малютина Елена Мироновна
«Надо сказать, что женщины, как овцы, плотно жались друг к дружке и строем хорошо ходили. Поэтому нас истребители любили прикрывать»