Единственный российский авианесущий корабль – входящий с 1991 г. в состав Северного флота ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» – в ближайшее время встанет на ремонт, который продлится не менее двух лет. Год назад, в период с 7 ноября 2016 г. по 5 января 2017 г. «Кузнецов» нес боевую службу в акватории Средиземного моря, выполняя задачи по борьбе с терроризмом на территории Сирии. По официальной информации Министерства обороны России, «за два месяца участия в боевых действиях летчики морской авиации выполнили 420 боевых вылетов, из них – 117 ночью. Практически все полеты проходили в сложных гидрометеорологических условиях. Нанесено поражение 1252 объектам террористов. Удары наносились по объектам инфраструктуры, скоплениям боевиков и военной техники, огневым позициям и опорным пунктам незаконных вооруженных формирований». В состав авиагруппы «Кузнецова» входили истребители Су‑33, МиГ‑29К/КУБ, вертолеты Ка‑27, Ка‑29 и Ка‑52К. При этом недавно поступившие на вооружение Морской авиации ВМФ России многофункциональные корабельные истребители МиГ‑29К/КУБ, а также проходящие испытания корабельные разведывательно-ударные вертолеты Ка‑52К впервые приняли участие в дальнем походе ТАВКР «Адмирал Кузнецов», продолжавшемся почти четыре месяца – с 15 октября 2016 г. по 9 февраля 2017 г.

Вторым по значимости событием года в мире авианосцев стал выход 26 июня 2017 г. на заводские ходовые испытания новейшего британского корабля, получившего имя Королевы Елизаветы (HMS Queen Elizabeth, R08). Как известно, после снятия с вооружения в марте 2006 г. палубных вертикально взлетающих самолетов Sea Harrier, а к концу 2010 г. – и последних Harrier GR7/9, Великобритания, некогда одна из мощнейших мировых «авианосных» держав, полностью утратила этот статус. В Королевских ВМС «харриеры» летали с трех легких авианосцев водоизмещением около 22 тыс. т – Invincible, Illustrious и Ark Royal, вступивших в строй в 1980–1985 гг. На каждом из них могло базироваться до 22 таких самолетов. 

Со времени Второй мировой войны авианосные силы являются одним из краеугольных камней военно-морской цитадели Соединенных Штатов. Причем американский флот на протяжении последних десятилетий остается признанным мировым законодателем мод в этой сфере. Вот почему ввод в строй ВМС США нынешним летом головного атомного многоцелевого авианосца (АВМА) нового поколения CVN‑78 «Джеральд Форд» можно с полной уверенностью считать главным мировым событием 2017 г. в «авианосном деле». Ведь получивший новейшие электромагнитные катапульты для взлета самолетов, бестросовые подъемники боеприпасов с автоматизированной системой управления, оснащенный новыми ядерными реакторами, дающими в 2,5 раза больше электроэнергии, чем на АВМА типа «Нимиц», новый американский «плавучий аэродром», пожалуй, единственный в своем классе соответствует сегодня званию «боевой корабль XXI века», на долгие годы определив дальнейшее развитие авианосных сил ВМС США, и станет образцом для стремления другим странам, способным строить свои авианосцы.Со времени Второй мировой войны авианосные силы являются одним из краеугольных камней военно-морской цитадели Соединенных Штатов. Причем американский флот на протяжении последних десятилетий остается признанным мировым законодателем мод в этой сфере. Вот почему ввод в строй ВМС США нынешним летом головного атомного многоцелевого авианосца (АВМА) нового поколения CVN‑78 «Джеральд Форд» можно с полной уверенностью считать главным мировым событием 2017 г. в «авианосном деле». Ведь получивший новейшие электромагнитные катапульты для взлета самолетов, бестросовые подъемники боеприпасов с автоматизированной системой управления, оснащенный новыми ядерными реакторами, дающими в 2,5 раза больше электроэнергии, чем на АВМА типа «Нимиц», новый американский «плавучий аэродром», пожалуй, единственный в своем классе соответствует сегодня званию «боевой корабль XXI века», на долгие годы определив дальнейшее развитие авианосных сил ВМС США, и станет образцом для стремления другим странам, способным строить свои авианосцы.

В конце декабря 2016 г. – начале января 2017 г. ведущие мировые средства массовой информации сообщили о первом боевом походе авианосной группы Военно-морских сил НОАК, ознаменовавшим собой фактически рождение полноценных авианосных сил Поднебесной. После многих десятилетий сбылась мечта «отца» современных ВМС Китая генерал-полковника Лю Хуацина, заявившего в 1987 г.: «Я не смогу спокойно умереть, пока для китайского флота не будет построен авианосец». Чрезвычайно уважаемый в Поднебесной флотоводец командовал ВМС НОАК в 1982–1988 гг., а затем в течение 10 лет занимал влиятельный пост заместителя председателя Центрального военного совета КНР. Скончался он в Пекине 14 января 2011 г., вскоре после того, как китайский флот обзавелся своим первым настоящим авианосцем: на верфи в Даляне в то время завершалась перестройка бывшего советского ТАВКР «Варяг», который получил имя «Ляонин». 10 августа 2011 г. он вышел в море на ходовые испытания, а еще пять с небольшим лет спустя – на первую боевую службу, наделавшую так много шума во всем мире.

В предыдущем номере журнала мы уже рассказывали о том, как проходила первая после воссоединения Крыма с Россией полномасштабная тренировка российских палубных летчиков на тренировочном комплексе палубной авиации «Нитка», построенном еще в советское время вблизи г. Саки (см. «Взлёт» №7–8/2016, с. 26–33). Напомним, в период мая–июня 2016 г. на крымской «Нитке» прошла летную подготовку на самолетах Су-25УТГ и Су-33 группа летчиков 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота. А в июне–июле в Саках находились и недавно поступившие в Морскую авиацию ВМФ России многофункциональные корабельные истребители МиГ-29К/КУБ, которые входят в состав сформированного 1 декабря 2015 г. 100-го отдельного корабельного истребительного авиаполка. Тренировка летчиков обоих корабельных полков на «Нитке» позволила им перейти в июле к очередному этапу подготовки к несению боевой службы – полетам непосредственно на ТАВКР «Адмирал Кузнецов».

1 декабря 2015 г. в составе Морской авиации ВМФ России был сформирован 100-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк, который получил свой номер в честь 100-го исследовательско-инструкторского истребительного авиаполка МА ВМФ Советского Союза, существовавшего в Крыму с 1986 по 1992 гг. и готовившего летчиков отечественной палубной истребительной авиации для нынешнего ТАВКР «Адмирал Кузнецов». В то время полком командовал Тимур Апакидзе – именно он вскоре после распада СССР подготовил и возглавил сформированный на Северном флоте 279-й корабельный истребительный авиаполк, получивший на вооружение новейшие на то время корабельные истребители Су-33, которые на долгие годы стали основой авиагруппы «Кузнецова». Нынешний 100-й полк оснащается новейшими многофункциональными корабельными истребителями МиГ‑29К, поставки которых Министерству обороны завершились в 2014 г. В этом году строевые «МиГи» должны начать полеты с палубы корабля, а пока, в период с конца мая по начало июля, они впервые поработали на наземном испытательном и учебно-тренировочном комплексе «Нитка» в Крыму, на котором после долгого перерыва возобновилась подготовка российских истребителей-палубников. В июне–июле на крымской «Нитке» побывал наш корреспондент, ставший свидетелем тренировочных полетов МиГ‑29К на комплексе и подготовки их летчиков к посадкам на корабль.

Интервью

22 августа 2017

«Космическая» оптика приходит в авиацию.…

Новые российские истребители поколения «4++» МиГ‑35, МиГ‑29М/М2, МиГ‑29К/КУБ и Су‑35 комплектуются обзорно-прицельными и оборонительными оптико-электронными системами, разработанными Научно-производственной корпорацией «Системы прецизионного…
14 августа 2017

Марк Сорель: «Мы не занимается политикой,…

В настоящее время в коммерческой эксплуатации в авиакомпаниях России и ряда зарубежных стран находится уже около сотни российских региональных самолетов Sukhoi Superjet 100. Все они оснащаются двигателями SaM146 разработки и производства PowerJet,…
19 июля 2017

Фарнборо: впереди еще год

До начала Farnborough International Airshow 2018 еще целый год, однако подготовка к выставке идет полным ходом, в разгаре – модернизация выставочного комплекса. О том, чем будет отличаться следующий авиасалон в Фарнборо от предыдущих, об особенностях…
18 июля 2017

Авиашоу в Бахрейне: перспективы развития

До выставки Bahrain International Airshow 2018 остается еще больше года, однако приготовления к ней идут полным ходом. Министр транспорта и телекоммуникаций Бахрейна Его Высочество Камаль ибн Ахмед Мохаммед рассказывает о подготовке к BIAS 2018 и планах…
18 июля 2017

Валерий Кроль: у Safran хорошее будущее в…

Один из традиционных зарубежных участников всех авиасалонов МАКС – французская группа компаний Safran. Предприятия Safran участвуют в разработке и производстве двигателей SaM146 для российских самолетов Sukhoi Superjet 100, поставляют двигатели для…

Обзоры

БЛА «Форпост» и «Орлан-10» (под потолком) в экспозиции «сирийского» павильона на Международном военно-техническом форуме «Армия-2017» Фото: Владимир Замятин
01 сентября 2017

«Армейские» беспилотники: БЛА российских…

На прошедшем в конце августа этого года в Конгрессно-выставочном центре «Патриот» в подмосковной Кубинке Международном военно-техническом форуме «Армия‑2017» особый интерес вызвала натурная экспозиция Управления строительства и развития системы…
Новым российским оператором самолетов SSJ100 должна стать авиакомпания «Азимут», планирующая организовать на них региональные рейсы по югу России. Первый самолет для еще не начавшего операционную деятельность «Азимута» прибыл в аэропорт Ростова-на-Дону 7 июля 2017 г. Фото: Эрик Романенко
13 июля 2017

«Регионалы» в российском небе – 2017

Развитие региональных авиаперевозок в России медленно, но неуклонно набирает обороты, хотя они по-прежнему остаются одним из слабых сегментов отрасли. Постепенно обновляется и отечественный парк «регионалов»: на текущий момент в нашей стране коммерческие…
Стартовым эксплуатантом новейших самолетов Bombardier CS300  в декабре 2016 г. стала латвийская авиакомпания airBaltic. Фото: Инал Хаев
13 июля 2017

Битва «регионалов» 2017

Минувший год оказался достаточно успешным для коммерческой авиационной отрасли как с точки зрения роста общемирового пассажиропотока (он вырос в годовом выражении по сравнению с предыдущим периодом на 6,3%), так и работы производителей коммерческих…
Медицинский «Ансат», переданный в октябре 2016 г. Республиканской клинической больнице Минздрава Татарстана в Казани. Фото: «Вертолеты России»
29 мая 2017

Вертолетная «неотложка»: в России началась…

13 октября 2016 г. в ходе проходившей в Казани выставки «Индустрия здоровья – 2016» Министерству здравоохранения Республики Татарстан был передан легкий вертолет «Ансат», оснащенный специализированным медицинским модулем. Машина, получившая регистрацию…
Летающая лаборатория Перспективного скоростного вертолета ЛЛ ПСВ, созданная в 2015 г. на базе вертолета Ми-24К, в очередном испытательном полете, май 2017 г. В прошлом году на ЛЛ ПСВ в горизонтальном полете впервые была превышена скорость 400 км/ч. Фото: Алексей Михеев
22 мая 2017

Российское вертолетостроение: итоги 2016 г.…

28 апреля 2017 г. холдинг «Вертолеты России», входящий в госкопорацию «Ростех» и объединяющий основные вертолетостроительные активы страны, официально объявил консолидированные операционные и аудированные финансовые результаты своей деятельности за 2016…

Репортажи

Автоматическая станция «Луна‑24» образца 1976 г. (слева) и ее преемница «Луна-25» («Луна-Глоб»), запуск которой запланирован на 2019 г., в павильоне Роскосмоса на МАКС-2017. Фото: Андрей Фомин
24 июля 2017

Космические новости МАКС‑2017

Прошедший с 18 по 23 июля этого года в подмосковном Жуковском 13‑й Международный аэрокосмический салон МАКС‑2017 оказался насыщенным встречами, переговорами и соглашениями о сотрудничестве в области космонавтики. И хотя выставка в этот раз не могла…
фото: Григорий Беденко
25 мая 2017

Ми‑35М теперь и в Казахстане

В конце января 2017 г. на авиационной базе ВВС Сил воздушной обороны Республики Казахстан в Шымкенте на юге страны (в советские времена именовался Чимкентом) началась эксплуатация новых армейских боевых вертолетов Ми‑35М производства ростовского ПАО…
Первый опытный экземпляр МС-21-300 в цехе окончательной сборки. Иркутск, декабрь 2016 г. Фото: «Иркут»
20 января 2017

MС‑21 готовится к первому полету

Важнейшим событием нынешнего года в гражданском авиастроении России должно стать начало летных испытаний перспективного ближне-среднемагистрального пассажирского самолета МС‑21, создание которого ведет корпорация «Иркут». Торжественная выкатка первого…
фото: ВАСО / ОАК
01 декабря 2016

Ил‑112В: собран первый фюзеляж

Во второй половине ноября 2016 г. Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ПАО «ВАСО») завершило стыковку фюзеляжа первого летного образца перспективного легкого военно-транспортного самолета Ил‑112В, разрабатываемого Авиационным комплексом…
фото: Андрей Фомин
12 ноября 2016

AG‑600: явление «Водяного дракона»

Авиасалон в Чжухае традиционно является местом, где китайская авиационная промышленность демонстрирует свои достижения остальному миру. В этом году одной из главных новинок хозяев выставки стал новейший тяжелый четырехдвигательный самолет-амфибия AG‑600…

 maks2017 370

 

separator