Областное государственное унитарное предприятие «Авиация Колымы» из Магадана продолжает освоение эксплуатации новых 30-местных пассажирско-транспортных вертолетов Ми-38-4, став первой отечественной авиакомпанией, получившей в свой парк такие машины.

В конце прошлой недели стало известно о начале экспортных поставок вертолетов Ми-38. Первая такая машина, выполненная в варианте с VIP-салоном, станет президентским бортом в Зимбабве. Вертолет, на который уже нанесены опознавательные знаки этой страны и зимбабвийский регистрационный номер Z-LCT, был представлен среди другой техники холдинга «Вертолеты России» на прошедшем 27–28 июля в Санкт-Петербурге форуме «Россия – Африка». Как сообщила в соцсетях пресс-служба президента Зимбабве, «вертолет Ми-38 подарен его превосходительству президенту Эммерсону Мнангагве компанией «Вертолеты России». При этом уточняется, что Ми-38 имеет VIP-компоновку на 8 мест, но в многоцелевом варианте может использоваться для перевозки «до 30 пассажиров на расстояние 880 км».

Турецкая государственная авиастроительная компания TAI, ставшая нынешней весной одним из главных ньюсмейкеров в мировом авиастроении, не останавливается на достигнутом: на открывшемся вчера авиасалоне в Ле-Бурже она впервые представляет полноразмерный макет многоцелевого транспортного вертолета 10-тонного класса, известного под названием Т925.

Об этом сообщил на презентации ВК-650В на открывшейся сегодня в московском «Крокус-Экспо» выставке HeliRussia 2023 главный конструктор двигателя Юрий Журенков.

Нынешней весной, в год столетия Турецкой Республики и накануне назначенных на май выборов президента страны, турецкая авиастроительная компания Turkish Aerospace Industries (TAI) не устает удивлять очередными своими авиационными новинками. Вслед за состоявшимися в марте первым запуском двигателей и рулежкой по аэродрому прототипа истребителя TF-X (MMU), демонстрацией выведенного из сборочного цеха малозаметного боевого беспилотного летательного аппарата ANKA-3 и выполненным в этот вторник, 25 апреля, первым полетом опытного образца сверхзвукового учебно-тренировочного и легкого боевого самолета Hürjet, дошла очередь и до новых вертолетов.

На открывшейся сегодня в Абу-Даби (ОАЭ) выставке IDEX 2023 холдинг «Вертолеты России» госкорпорации «Ростех» демонстрирует сразу три натурных образца авиационной техники – первый летный экземпляр модернизированного офшорного вертолета Ми-171А3, второй прототип модифицированного легкого многоцелевого Ка-226Т «Альпинист» и третий летный образец Ка-62. Все три машины перед показом на выставке прошли перекраску в новую ливрею черного цвета.

Среди винтокрылых новинок ноябрьского авиасалона в Чжухае особое место занял транспортно-десантный вертолет Z-20, выпускаемый Харбинской авиастроительной компанией HAIG (Hafei). Принято считать, что он является копией знаменитого американского "одноклассника" наших Ми-8 – многоцелевого 10-тонного Sikorsky S-70 (в вооруженных силах США для его многочисленных модификаций используются обозначения UH-60 Black Hawk, SH-60 Seahawk, MH-60, HH-60, EH-60 и др.). Но при всём внешнем сходстве нужно признать, что это не совсем так, хотя источник "вдохновения" китайских вертолётостроителей очевиден.

На проходящем сегодня в московском отеле «Измайлово» под эгидой Ассоциации вертолетной индустрии (АВИ) XIII вертолетном форуме с докладом на тему «Российский рынок вертолетов в условиях современных экономических процессов» выступил директор по продажам гражданской вертолетной техники холдинга «Вертолеты России» Игорь Паньшин. «Сегодня Россия испытывает беспрецедентное санкционное давление, – отметил он. – Сейчас перед нами стоит нетривиальная задача: мы вынуждены мобилизовать все доступные ресурсы, чтобы обеспечить ускоренное импортозамещение по всему модельному ряду выпускаемых вертолетов».

Итальянская компания Leonardo сообщила о начале летных испытаний первого серийного коммерческого конвертоплана AW609. Его первый полет состоялся 13 октября 2022 года в Филадельфии в американском штате Пенсильвания.

Компания Bell вчера представила фотографии внешне практически готового первого летного образца перспективного разведывательно-ударного вертолета Bell 360 Invictus, участвующего в тендере Армии США по программе FARA (Future Attack Reconnaissance Aircraft). Победитель этого конкурса, вторым финалистом которого был выбран скоростной вертолет комбинированной схемы с соосными несущими винтами Sikorsky Raider X, станет преемником снятых в 2017 году с вооружения легких вертолетов наблюдения, разведки и непосредственной поддержки Bell OH-58D Kiowa, а также заменит в армейской авиации часть более тяжелых ударных Boeing AH-64 Apache.

Вчера вечером в Подмосковье состоялся первый полет по кругу новейшего представителя семейства легендарных «восьмерок» – офшорного вертолета Ми-171А3, предназначенного, в первую очередь, для обслуживания морских буровых платформ и проведения поисково-спасательных работ. В отличие от всех предыдущих вариантов Ми-8 и Ми-17 (Ми-171) машина имеет новый фюзеляж изменившихся обводов с широким использованием в конструкции композиционных материалов, топливные баки в грузовом полу кабины вместо привычных внешних боковых, другое шасси, систему аварийного приводнения с автоматической активацией баллонетов. Для обеспечения эксплуатации в любых погодных и географических условиях вертолет оснащается интегрированным пилотажно-навигационным комплексом со «стеклянной» кабиной и цифровым автопилотом.

1. МС-21-300 сертифицирован

1 FDSC 6169

28 декабря 2021 г. Федеральное агентство воздушного транспорта России (Росавиация) выдало корпорации «Иркут» (входит в ОАК госкорпорации «Ростех») сертификат типа на новейший российский среднемагистральный пассажирский самолет МС-21-300, что позволяет начать его коммерческую эксплуатацию в авиакомпаниях. Ожидается, что первые серийные МС-21-300 смогут поступить в авиакомпанию «Россия» во второй половине нынешнего года. К этому времени планируется оформить одобрение главного изменения к сертификату типа, предусматривающее использование в конструкции крыла самолета отечественных композиционных материалов (первый серийный МС-21-300 с таким крылом взлетел в Иркутске 25 декабря 2021 г.), а также выполнить ряд дополнительных сертификационных программ по расширению условий эксплуатации авиалайнера.

30 ноября 2021 г. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выдало холдингу «Вертолеты России» госкорпорации «Ростех» сертификат типа на новый гражданский вертолет Ка-62. Документ формально позволяет начать поставки вертолета на российский рынок. Программа летных испытаний Ка-62 проводилась с 2017 г., в ней принимали участие три опытных летных образца, на которых было выполнено 434 полета общей продолжительностью около 700 ч.

В нынешнем авиасалоне в Дубае после многолетнего перерыва в публичных показах, вновь принял участие первый в мире коммерческий конвертоплан AW609, продвигаемый на рынок итальянской компанией Leonardo (до 2016 г. – AgustaWestland). Разработка этой машины, в целом повторявшей схему и размерность экспериментального конвертоплана Bell XV-15 образца 1977 г., была начата американскими компаниями Bell и Boeing в 1996 г. Спустя два года Boeing покинул проект, а его место заняла итальянская Agusta, после чего машина получила название Bell Agusta BA609. Совместными усилиями американских и итальянских инженеров было выполнено проектирование и построены первые опытные образцы. Прототип AC1 (N609TR), собранный в США, поднялся в воздух в Арлингтоне, штат Техас, 6 марта 2003 г. Второй опытный конвертоплан, AC2 (N609AG), собирался в Италии и взлетел там 9 ноября 2006 г., а в июне следующего года был впервые представлен в летной программе авиасалоне в Ле-Бурже, где сообщалось, что сертификация машины и начало поставок намечаются на 2011 г. (незадолго до начала летных испытаний это предполагалось сделать еще в 2007 г.). Но сроки опять сдвинулись. В ноябре 2011 г. для ускорения работ по проекту AgustaWestland завершила процесс покупки прав на машину у Bell Helicopter Textron, после чего конвертоплан получил свое нынешнее название AW609, при этом американские партнеры остались основными подрядчиками по его производству и сертификации.

2 ноября 2021 г. на базе летно-испытательного комплекса Национального центра вертолетостроения «Миль и Камов» в подмосковном Томилино впервые поднялся в воздух первый вертолет Ка-226Т, построенный в модернизированном варианте 226.54 на Улан-Удэнском авиационном заводе холдинга «Вертолеты России». В отличие от предыдущих Ка-226Т, выпускавшихся Кумертауским авиационным производственным предприятием, он имеет измененную конструкцию планера с улучшенной аэродинамикой. Фюзеляж изготовлен с применением современных облегченных материалов. Обновлена несущая система – колонка несущего винта, лопасти и главный редуктор.

9 ноября 2011 г. в Кумертау, на базе летно-испытательного комплекса Кумертауского авиационного производственного предприятия холдинга «Вертолеты России», впервые поднялся в воздух и прошел первые испытания в режиме висения модернизированный пожарный вертолет Ка-32А11М. Программа модернизации предусматривает оснащение вертолета «стеклянной» кабиной, более мощными двигателями ВК-2500ПС-02 и новой системой пожаротушения. Ожидается, что двигатели ВК-2500ПС-02 существенно улучшат летные характеристики машины в жарких и горных условиях. По расчетам конструкторов, грузоподъемность вертолета в таких условиях должна возрасти примерно на 1600 кг.

Холдинг «Вертолеты России» представил на авиасалоне МАКС-2021 сразу несколько премьер в сегменте гражданского вертолетостроения. Впервые были продемонстрированы новейший офшорный вертолет Ми-171А3, модернизированные Ка-32А11М и «Ансат-М», первый Ка-226Т производства Улан-Удэнского авиазавода (У-УАЗ), а также винтокрылый беспилотный летательный аппарат БАС-200.

В июне этого года исполнилось ровно 60 лет, как на летные испытания вышел опытный вертолет В-8 – первый прототип будущего Ми-8, наиболее известного и популярного отечественного винтокрылого аппарата, выпущенного в огромном количестве модификаций общим «тиражом» уже более 13 тыс. экземпляров, летающих в восьми десятках стран мира. Серийное производство вертолетов этого семейства осуществляется на заводах холдинга «Вертолеты России» в Казани и Улан-Удэ уже более полувека, тем не менее они по-прежнему остаются востребованными рынком. Для повышения привлекательности у потенциальных заказчиков разработчики машины из Национального центра вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.Н. Камова продолжают работы по модернизации модели и созданию новых модификаций. Несколько лет назад был разработан и сертифицирован в России, а затем и в нескольких зарубежных странах глубоко модернизированный Ми-171А2 с улучшенными летными и эксплуатационными характеристиками. А недавно, в июне 2021 г., на Улан-Удэнском авиационном заводе холдинга «Вертолета России» завершилась сборка первого опытного образца новейшей модификации Ми-171А3, адаптированной под требования компаний нефтегазовой отрасли. Презентация офшорного Ми-171А3, имеющего ряд принципиальных конструктивно-технологических отличий от ранее выпускавшихся вертолетов знаменитого семейства милевских «восьмерок», состоялась на авиасалоне МАКС-2021.

Разработка, серийный выпуск и сервисное обслуживание отечественной вертолетной техники сосредоточено во входящем в госкорпорацию «Ростех» холдинге «Вертолеты России», организованном в результате проводившегося в соответствии с Указом Президента России от 29 ноября 2004 г. реформирования отрасли отечественного вертолетостроения и объединившем все основные конструкторские и производственные вертолетостроительные активы страны. Продолжением интеграционных процессов стало объявленное осенью 2019 г. создание в структуре холдинга объединенного Национального центра вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова (НЦВ «Миль и Камов»), при этом декларировалась приверженность сохранению обеих конструкторских школ и исторических марок российских вертолетов «Ми» и «Ка».

Минувший год, в начале которого разразилась беспрецедентная пандемия, стал настоящим испытанием для всей авиационной индустрии планеты. Не стала исключением и отрасль вертолетостроения, которой коснулось пусть и не такое глобальное, как у коллег – поставщиков гражданских авиалайнеров, но тоже довольно существенное снижение производственных показателей. Ведущая пятерка западных производителей винтокрылой техники, к которой принято относить европейские Airbus Helicopters и Leonardo Helicopters (бывшие Eurocopter и Agusta Westland соответственно), американские  Bell Helicopter, Sikorsky и Boeing, поставила в 2020 г. заказчикам в общей сложности 707 новых вертолетов – почти на 20% меньше, чем годом ранее. Особенно драматично это снижение коснулось коммерческой техники, в то время как спрос на вертолеты по государственным контрактам почти не уменьшился, а порой даже вырос.

Со второй половины ХХ века американская Армия (Сухопутные войска) неразрывно связана с вертолетами – боевыми, транспортно-десантными, разведывательными и рядом других, без которых уже не мыслимо ведение боевых действий. В войне будущего винтокрылым машинам прочат не менее значительную роль, при этом перспективные вертолеты должны стать более универсальными и технологичными. Командованием Сухопутных войск США сформирован амбициозный план радикальной реформы своего вертолетного парка, известный как Future Vertical Lift (FVL), в рамках которого нынешней весной в стадию практической реализации перешли две программы. По одной из них, именуемой FARA (Future Attack Reconnaissance Aircraft), сейчас на конкурсной основе создается перспективный разведывательно-ударный вертолет, который станет преемником уже снятых в 2017 г. с вооружения легких вертолетов наблюдения, разведки и непосредственной поддержки Bell OH-58D Kiowa, заменив в армейской авиации и часть более тяжелых ударных Boeing AH-64 Apache. По другой, FLRAA (Future Long-Range Assault Aircraft), проектируется десантно-штурмовая винтокрылая машина увеличенной дальности полета, призванная прийти на смену средним многоцелевым Sikorsky UH-60 Black Hawk. Финалистами тендера по программе FARA в марте 2020 г. названы проекты вертолетов  Bell 360 Invictus и Sikorsky Raider X, сравнительные летные испытания прототипов которых должны начаться осенью 2022 г., победителя предстоит выбрать через год, а его серийные поставки в войска ожидаются с 2028 г. Двумя соперниками по программе FLRAA в марте этого года стали компании Bell и Sikorsky (совместно с Boeing), которые предложили проекты конвертоплана и скоростного соосного вертолета комбинированной схемы на основе уже проходящих летные испытания технологических демонстраторов Bell V-280 Valor и Sikorsky/Boeing SB-1 Defiant соответственно. Выбор одного аппарата для дальнейшей реализации на основе сравнительных испытаний демонстраторов предполагается завершить к началу 2022 г., первый опытный образец должен быть готов к 2025 г., а серийные поставки планируется начать в 2030 г.

В начале сентября этого года одно из ведущих предприятий холдинга «Вертолеты России» госкорпорации «Ростех» – Казанский вертолетный завод – отметило свое 80-летие. Именно здесь, в Казани, с изготовления первой партии легких транспортно-связных Ми-1 в 1951 г. началось отечественное серийное вертолетостроение. Через два года завод приступил к выпуску более крупных Ми-4, а с 1965 г., вот уже 55 лет строит популярнейшие во всем мире средние многоцелевые машины семейства Ми-8 (Ми-17), претерпевшие за эти годы огромное число модификаций и модернизаций. Новый этап в жизни КВЗ начался на рубеже нового столетия, когда на предприятии было создано собственное конструкторское бюро, разработавшее легкий многоцелевой вертолет «Ансат», ставший сегодня одним из наиболее востребованных продуктов холдинга «Вертолеты России» в своем классе. Наряду с расширением поставок «Ансатов» и продолжением производства новых версий прославленных Ми-8 (Ми-17) ближайшее будущее завода связано с развитием серийного выпуска новых многоцелевых вертолетов Ми-38 так называемого «средне-тяжелого» класса, первые из которых недавно уже отправились к заказчикам. К юбилею КВЗ подошел, имея в своем активе более 11,6 тыс. построенных вертолетов, которые летают в 92 странах мира, и современный производственный комплекс, претерпевший в последние годы серьезную модернизацию.

Нынешним летом успешно завершились летные испытания очередной версии знаменитого армейского боевого вертолета Ми-24 – модернизированного Ми-35П, оснащаемого существенно обновленным комплексом бортового оборудования и расширенной номенклатурой вооружения. В августе утверждена серийная конструкторская документация на модернизированный Ми-35П, и он признан готовым к запуску в серийное производство на Ростовском вертолетном заводе (ПАО «Роствертол»).

Как сообщила 10 августа 2020 г. пресс-служба холдинга «Вертолеты России», на аэродроме Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина (г. Арсеньев, Приморский край) состоялся первый полет опытного образца модернизированного боевого вертолета Ка-52М.

Год назад, в августе 2019 г., холдинг «Вертолеты России» распространил пресс-релиз о визите на ростовское вертолетостроительное предприятие «Роствертол» министра обороны Сербии Александра Вулина, которому были продемонстрированы четыре построенных для этой страны новых боевых вертолета Ми-35М. Их поставка заказчику состоялась с опережением запланированных сроков в начале декабря прошлого года, и уже 7 декабря на аэродроме Батайница под Белградом в числе другой новой авиационной техники, в которую вошли также прибывшие в Сербию двумя месяцами раньше три новых Ми-17В-5 производства Казанского вертолетного завода, они были представлены президенту страны Александру Вучичу. Событие широко освещалась сербскими средствами массовой информации. Поставка новых вертолетов стала очередной вехой успешно развивающегося в последние годы российско-сербского военно-технического сотрудничества, в рамках которого эта балканская страна летом 2016 г. уже получила два Ми-17В-5, а в октябре 2017 г. – шесть истребителей МиГ-29. Вертолеты «Ми» появились в югославском небе еще шесть десятилетий назад, когда Советский Союз в 1960 г. начал поставки сюда партии транспортно-десантных Ми-4А. Спустя восемь лет в Югославию стали прибывать новейшие на тот момент газотурбинные Ми-8Т, и вскоре СФРЮ стала крупнейшим оператором таких вертолетов на Балканах, получив почти сотню Ми-8Т, некоторые из которых, пройдя тяжелейшие для страны 1990-е гг., остаются в строю и сегодня.

Модернизированный тяжелый транспортный вертолет Ми-26Т2В в настоящее время проходит совместные летные испытания и будет готов к серийному производству на заводе «Роствертол» в начале 2021 г., заявил в июле РИА Новости генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский. «Наша задача сегодня – завершить испытания Ми-26Т2В по заключенному контракту с Минобороны, чтобы в первом полугодии следующего года получить литеру О1 (начало серийного производства)», – процитировало агентство слова главы холдинга 23 июля 2020 г.

26 июля 2020 г. в С.-Петербурге уже в четвертый раз состоялся Главный военно-морской парад. Демонстрация мощи отечественного флота и Морской авиации ВМФ, приуроченная к традиционно отмечаемому в последнее воскресенье июля Дню Военно-морского флота, проводится ежегодно в северной столице с 2017 г., когда был подписан соответствующий указ Президента России. В этот раз в параде приняли участие 46 кораблей, в т.ч. фрегат «Адмирал Касатонов», корвет «Бойкий», подводная лодка «Санкт-Петербург», несколько тральщиков и малых ракетных кораблей, противодиверсионные, десантные, ракетные и гидрографические катера. В небе над Невой пролетели четыре десятка самолетов и вертолетов Морской авиации ВМФ России. На торжество пришли посмотреть тысячи петербуржцев и гостей города. Команда лучших отечественных авиационных фотографов AviaPressPhoto приняла непосредственное участие как в подготовке авиационной части Главного военно-морского парада, так и в самом мероприятии, что позволило сделать уникальные кадры с борта самолетов и вертолетов.

Как сообщили 22 июля 2020 г. в холдинге «Вертолеты России», на базе летно-испытательного центра Национального центра вертолетостроения им. М.Л.Миля и Н.И.Камова в подмосковном Томилино состоялся первый полет модифицированного военно-транспортного вертолета Ми-8АМТШ-ВН, предназначенного для высадки и огневой поддержки десантов, а также проведения специальных операций. Для этого машина оснащается новым оборудованием, усиленным вооружением и защитой.

«Взлёт» ежегодно публикует обзоры о результатах работы и основных программах лидеров мирового вертолетостроения – отечественного холдинга «Вертолеты России» и пятерки ведущих зарубежных производителей винтокрылой техники из США и Западной Европы. Немало внимания журнал уделяет и неуклонно расширяющимся работам в данной области в Китае и Индии. Но эти две страны – не единственные в Азии, кто к настоящему времени имеет компетенции самостоятельной разработки и производства винтокрылой техники. С конца 1990-х гг. вертолеты собственных проектов строились также в Японии, с начала нынешнего десятилетия осуществляет серийные поставки машин своей разработки авиационная промышленность Южной Кореи, а два года назад вышел на испытания первый вертолет, самостоятельно спроектированный и построенный в Турции. Созданию собственной винтокрылой техники в Японии, Корее и Турции предшествовала лицензионная сборка вертолетов различных американских и европейских проектов, в ходе которой промышленность этих стран накапливала необходимые знания и опыт, постепенно интегрируясь в мировую вертолетостроительную индустрию. И хотя их разработки зачастую еще довольно зависимы от сотрудничества с партнерами из Америки и Европы, уже можно уверенно утверждать, что создание собственных газотурбинных вертолетов сегодня под силу не только России, США, Франции, Германии, Италии, КНР и Индии. Истории и перспективам вертолетостроения в Турции, Японии и Южной Корее посвящен этот обзор.

На полигоне Дубровичи в Рязанской области в период с 30 июня по 11 июля этого года прошел финальный (всероссийский) этап всеармейского конкурса летного мастерства экипажей Воздушно-космических сил России «Авиадартс-2020». Для проведения соревнований задействовались аэродромы в Рязанской, Калужской и Брянской областях. В конкурсе приняли участие 54 экипажа фронтовой (истребительной, бомбардировочной, штурмовой), армейской, дальней и военно-транспортной авиации, которые нынешней весной прошли предварительный отбор в ходе двух предыдущих этапов «Авиадартс-2020», проводившихся в соединения и объединениях ВКС России и в военных округах. В состав экипажей могли входить летчики (командиры экипажа) в должности до командира звена (отряда), помощники командира корабля (правые летчики), летчики-штурманы (летчики-операторы) и штурманы (штурманы-операторы) в возрасте не старше 35 лет.

26 февраля 2020 г. холдинг «Вертолеты России» сообщил о поставке первого серийного вертолета Ми-38, выполненного в VIP-варианте с салоном повышенной комфортности на 10 человек. Заказчиком машины, построенной прошлым летом на Казанском вертолетном заводе, стал «Газпромбанк Лизинг», а оператором – компания «Русские вертолетные системы», уже имеющая богатый опыт эксплуатации казанских вертолетов «Ансат» и Ми-8МТВ-1. Торжественная церемония передачи вертолета заказчику состоялась на КВЗ в присутствии президента Республики Татарстан Рустама Минниханова.

1. 128 млн пассажиров: новый рекорд гражданской авиации России

1

Российский воздушный транспорт установил в 2019 г. новый рекорд по объемам пассажирских перевозок в нынешнем столетии: за год российские авиакомпании перевезли 128,13 млн пассажиров, что на 10,3% больше, чем в 2018 г. Таким образом, была продолжена положительная динамика роста авиаперевозок, прерывавшаяся за два последних десятилетия только в 2009 и 2015–2016 гг. Согласно данным Росавиации, в 2019 г. из первых 15 авиакомпаний страны, на которые приходится более 90% всего российского пассажиропотока, лишь две показали отрицательную динамику. Наибольший рост среди компаний – «миллионеров» в минувшем году продемонстрировали «Азимут» (+86,3%), «Нордавиа», летающая с 2019 г. под брендом Smartavia (+70,9%), «Победа» (+43,2%), «Азур Эйр» (+36,6%). Еще пять авиакомпаний из этой группы увеличили свои показатели пассажиропотока на величину от 10% до 30%.

Холдинг «Вертолеты России» в рамках международного авиасалона Dubai Airshow 2019 подписал соглашение с эмиратским холдингом Tawazun об основных условиях сделки по покупке-продаже доли акций компании «ВР-Технологии». Свои подписи под документом поставили генеральный директор «Вертолетов России» Андрей Богинский и генеральный директор Tawazun Тарек Абдуль Рахим Аль-Хосани. В соглашении определены основные параметры будущей сделки: инвестор из ОАЭ станет владельцем половины акций «ВР-Технологий». 

Прошедший в период с 17 по 21 ноября авиасалон Dubai Airshow 2019 стал дебютным для нового российского среднего транспортно-пассажирского вертолета Ми-38 – до сих пор за границами России он еще не показывался. В Дубай полетела выпущенная нынешним летом первая серийная машина, изготовленная в варианте VIP-салон. 

Дебютантом летной программы авиасалона МАКС‑2019 должен стать опытный образец перспективного среднего многоцелевого вертолета Ка‑62, создаваемого в классе взлетной массы 6,5 т.

Разработанные МВЗ им. М.Л. Миля и серийно выпускаемые ПАО «Роствертол» (оба предприятия входят в холдинг «Вертолеты России») армейские боевые вертолеты Ми-28Н (НЭ), известные под названием «Ночной охотник», уже не в первый раз участвуют в авиасалонах в Жуковском. На нынешнем МАКС-2019 демонстрируется несколько новых модификаций машины. На статической стоянке ВКС России можно увидеть строевой Ми-28УБ с двойным управлением, а в рамках экспозиции холдинга «Вертолеты России» – усовершенствованный Ми-28НЭ с расширенной номенклатурой вооружения.

В авиасалоне МАКС‑2019 впервые участвует опытный образец модернизированного тяжелого военно-транспортного вертолета Ми‑26Т2В, созданного МВЗ им. М.Л. Миля и ПАО «Роствертол» по техническому заданию Министерства обороны России. Он проходит летные испытания с августа 2018 г.

Еще одной новинкой в линейке винтокрылой техники холдинга «Вертолеты России» на нынешнем авиасалоне МАКС-2019 должен стать военно-транспортный вертолет Ми-38Т, создаваемый по заказу Министерства обороны России на базе сертифицированного в декабре 2015 г. Федеральным агентством воздушного транспорта России гражданского вертолета Ми-38 (Ми-38‑2) с двигателями ТВ7-117В. Транспортно-пассажирский Ми-38, имеющий максимальную взлетную массу 15 600 кг, предназначен для перевозки 30 пассажиров или 5 тонн грузов. В настоящее время продолжаются работы по расширению условий эксплуатации гражданской версии Ми-38, что позволит представить потенциальным заказчикам эффективные предложения для оффшорных и VIP-перевозок, а также в других вариантах применения.

В летной программе и статической экспозиции МАКС-2019 участвуют новые средние транспортно-пассажирские вертолеты Ми-171А2, серийный выпуск которых недавно развернут на входящем в холдинг «Вертолеты России» Улан-Удэнском вертолетном заводе.

В числе дебютантов нынешнего авиасалона МАКС‑2019 – модернизированный армейский боевой вертолет Ми-35П. Казалось бы, хорошо знакомая как специалистам, так и широкой публике машина, но за узнаваемым силуэтом кроются совершенно новые возможности.

На прошедшей в Москве в конце мая этого года международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia 2019 холдинг «Вертолеты России» представил предложения по модернизации одного из своих наиболее успешных продуктов на мировом рынке – среднего многоцелевого вертолета соосной схемы Ка‑32А11BC. Благодаря своим уникальным летным возможностям и высокой грузоподъемности эти машины нашли широкое применение для выполнения специальных строительно-монтажных и поисково-спасательных операций, пожаротушения, трелевки древесины и решения других задач в более чем 30 странах мира. При этом Ка‑32А11BC стал первым в новейшей истории России вертолетом, сертифицированным по наиболее строгим западным нормам летной годности, получив сертификаты типа авиационных властей Канады, Западной Европы и ряда других стран мира. В настоящее время, помимо России, такие вертолеты широко эксплуатируются в Республике Корея, КНР, Испании, Португалии, Швейцарии, Канаде, Японии и др. Для дальнейшего повышения возможностей Ка‑32А11BC и его рыночной привлекательности разработана программа модернизации, предусматривающая оснащение вертолета новыми двигателями ВК‑2500ПС‑02, самым современным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, реализующим принцип «стеклянной» кабины, а также новой высокоэффективной системой пожаротушения СП‑32.

Вертолетостроение сегодня является стратегически значимой и инвестиционно емкой отраслью российской авиационной промышленности, оказывающей существенное влияние на обороноспособность и уровень развития экономики страны, а также ее транспортной системы. 

Минувший год завершился для мировых вертолетостроителей продолжением некоторого снижения поставок, что определяется общими тенденциями в отрасли, в первую очередь определенным спадом заказов со стороны нефтегазового сектора. Ведущая пятерка западных производителей винтокрылой техники, к которой принято относить европейские Airbus Helicopters и Leonardo Helicopters (бывшие Eurocopter и Agusta Westland соответственно), американские Bell Helicopter, Sikorsky и Boeing, поставила в 2018 г. заказчикам в общей сложности 914 новых вертолетов – почти на 3% меньше, чем годом ранее, причем эта тенденция на снижение объемов поставок сохраняется уже по крайней мере пятый год подряд. 

Нынешней осенью легендарному отечественному армейскому боевому вертолету Ми-24 исполнится полвека: 50 лет назад, 19 сентября 1969 г., летчик-испытатель Герман Алферов впервые поднял в воздух опытный В-24, ставший прототипом первых серийных транспортно-боевых Ми-24А, появившихся в войсках в начале 70-х. В последующие годы машина претерпела целый ряд модификаций и модернизаций: начиная с Ми-24Д радикально другой стала компоновка кабины экипажа и конструкция всей носовой части фюзеляжа, на Ми-24В появились более эффективная система управляемого ракетного вооружения «Штурм-В», на Ми-24П – мощная 30-мм пушка; параллельно совершенствовались силовая установка и несущая система, были внедрены средства бортового комплекса обороны. За два десятилетия, к 1990 г., двумя авиационными заводами – в Арсеньеве и Ростове-на-Дону – было построено около 3300 вертолетов Ми-24 различных модификаций, более 700 из них в вариантах Ми-25 и Ми-35 были поставлены ростовским предприятием на экспорт в несколько десятков стран мира. Серийный выпуск Ми-24 для отечественных вооруженных сил завершился в 1989 г., после чего почти десятилетие новые вертолеты подобного типа фактически не строились. Но большой интерес к ним, сохранявшийся у зарубежных заказчиков, позволил во второй половине 90-х возобновить их производство на «Роствертоле», и ряд стран, среди которых Шри Ланка, Замбия, Нигерия, Ангола, Кипр, Индонезия, Чехия и др., получили в 1997–2006 гг. еще более полусотни Ми-35 и Ми-35П.

8 февраля 2019 г. в подмосковном Томилино, на территории летно-испытательного комплекса холдинга «Вертолеты России», состоялась торжественная передача создаваемой в России по инициативе госкорпорации «Ростех» Национальной службе санитарной авиации (НССА) первой партии из четырех вертолетов «Ансат» и четырех Ми‑8АМТ в медицинской комплектации. Все они оснащены современным оборудованием для диагностики и оказания медицинской помощи во время полета. Тем самым начата практическая реализация заключенного в сентябре прошлого года масштабного контракта на поставку НССА в общей сложности 46 медицинских Ми‑8АМТ и 104 «Ансатов». В мероприятии приняли участие министр здравоохранения России Вероника Скворцова, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов, руководители предприятий отечественного вертолетостроения и представители регионов, где будет эксплуатироваться новая техника. Вертолеты будут выполнять санитарные задания в С.-Петербурге, Ленинградской, Московской, Тверской, Новгородской, Свердловской, Новосибирской, Магаданской и Амурской областях, в Хабаровском крае.

12 февраля 2019 г. в тюменском аэропорту Плеханово состоялся первый коммерческий полет новейшего вертолета Ми-171А2 компании «ЮТэйр – Вертолетные услуги». Эта машина, произведенная Улан-Удэнским авиационным заводом холдинга «Вертолеты России» была передана эксплуатанту в мае 2018 г. в рамках выставки HeliRussia 2018. Сразу после этого специалисты холдинга и «ЮТэйр – Вертолетные услуги» начали реализовывать комплекс мероприятий по освоению эксплуатации нового вертолета: экипажи авиакомпании прошли подготовку по специально разработанным и утвержденным программам, а специалисты «ЮТэйр-Инжиниринг» освоили полный комплекс технического обслуживания глубоко модернизированного вертолета. По итогам проведенных работ авиакомпания «ЮТэйр – Вертолетные услуги» получила соответствующее разрешение Федерального агентства воздушного транспорта на коммерческую эксплуатацию Ми-171А2.

Создание скоростных вертолетов и конвертопланов, сочетающих возможности вертикального взлета и посадки с высокой (более 400 км/ч) скоростью крейсерского полета, рассматривается как один из многообещающих с технической и коммерческой точек зрения сегментов авиастроения. Особенно высокий интерес к подобного рода летательным аппаратам проявляют военные. Именно такие машины – скоростной вертолет комбинированной схемы Sikorsky/Boeing SB-1 Defiant («дерзкий») и конвертоплан Bell V-280 Valor («отважный») – в настоящее время выступают основными конкурентами в программе создания технологических демонстраторов единого многоцелевого вертолета JMR-TD в рамках объявленной вооруженным силами США концепции разработки вертикально взлетающих летательных аппаратов будущего Future Vertical Lift. Обе машины должны были поступить на летные испытания в 2017 г., но уложиться в указанные сроки удалось только конвертоплану компании Bell – он взлетел в декабре позапрошлого года. Первый же полет скоростного вертолета компаний Sikorsky и Boeing был перенесен на начало, а затем на конец 2018 г., но по факту его прототип был выкачен со сборки и впервые представлен общественности только 26 декабря 2018 г. Недавно начались его наземные испытания, а в воздух он поднимется, как ожидается, в начале этого года.

23 ноября 2018 г. на Казанском вертолетном заводе холдинга «Вертолеты России» состоялся первый полет вертолета Ми‑38Т, построенного по заказу Министерства обороны России. Первые испытания машины на режиме висения были выполнены 3 ноября. Пилотировал Ми‑38Т, получивший бортовой №38015, экипаж летчиков-испытателей Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля.

Авиасалон Airshow China 2018, проходивший в Чжухае (провинция Гуандун на юго-востоке КНР) с 6 по 11 ноября этого года стал первой точкой беспрецедентного демонстрационного турне новых российских вертолетов «Ансат» и Ми-171А2 по ряду стран Юго-Восточной Азии. Эти две машины оказались единственными натурными образцами авиационной техники, представлявшими нашу страну на выставке. Они прибыли в Чжухай еще в конце октября, а в дни работы авиасалона демонстрировались как на статической стоянке, так и в его летной программе.

8 сентября 2018 г. в рамках «Гидроавиасалона‑2018» состоялось торжественное подписание масштабного контракта на поставку создаваемой корпорацией «Ростех» Национальной службе санитарной авиации (НССА) 104 новых вертолетов «Ансат» и 46 вертолетов Ми‑8АМТ в медицинском оснащении. НССА должна стать единым оператором услуг санитарной авиации в российских регионах. Вертолеты будут передаваться ей в 15‑летний лизинг входящей в состав «Ростеха» лизинговой компанией «Авиакапитал-Сервис».

8 мая 2015 г. в Москве было заключено рамочное соглашение между холдингом «Вертолеты России» и китайской авиастроительной корпорацией AVIC о сотрудничестве в области создания перспективного тяжелого вертолета AHL (Advanced Heavy Lift). Подписание документа состоялось в Кремле в присутствии Президента России Владимира Путина и Председателя КНР Си Цзиньпина. Стороны договорились, что будут сотрудничать по всем направлениям разработки и подготовки к серийному производству нового тяжелого вертолета грузоподъемностью в 10–15 т. Тогда сообщалось, что генеральный контракт участники проекта намерены подписать в том же году, но переговоры затянулись. Заключение контракта неоднократно переносилось, не состоялось оно, вопреки ожиданиям, и на нынешнем авиасалоне в Чжухае. Теперь его подписание возможно к маю 2019 г. – об этом сообщил на выставке глава холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский, уточнивший, что все технические вопросы уже согласованы, но «остались вопросы финансового и организационного характера».

В августе 2018 г. после выполнения программы доработок возобновились летные испытания первого летного образца перспективного среднего многоцелевого вертолета Ка‑62, создаваемого в классе взлетной массы 6,5 т и предназначенного для перевозки до 15 пассажиров и до 2200 кг грузов. В начале сентября 2018 г. он совершил перелет во Владивосток, где принял участие в очередном Восточном экономическом форуме.

Продемонстрированный холдингом «Вертолеты России» в ходе прошедшего в конце августа военно-технического форума «Армия-2018» на статической стоянке Конгрессно-выставочного центра «Патриот» модернизированный армейский боевой вертолет Ми-28НЭ привлекал внимание специалистов и посетителей не только оригинальным «пиксельным» камуфляжем и новыми мультициклонными пылезащитными устройствами воздухозаборников двигателей, но, в первую очередь, значительно расширенной номенклатурой вооружения. Если штатным оружием нынешних серийных Ми-28Н, Ми-28НЭ и Ми-28УБ, помимо подвижной пушки 2А42, являются неуправляемые ракеты и противотанковый ракетный комплекс «Атака-В» с управляемой ракетой 9М120, то у модернизированной машины, к этому добавились новые ракетные комплексы «Хризантема‑ВМ» с ПТУР типа 9М123М, «Атака-ВМ» с ракетой 9М120-1 и «Стрелец-ВМ» с ракетой «воздух–воздух» типа «Игла», а также авиабомбы калибра до 500 кг. 

Буквально накануне открытия Международного военно-технического форума «Армия-2018» на входящем в холдинг «Вертолеты России» предприятии «Роствертол» в Ростове-на-Дону выполнил первый полет опытный модернизированный тяжелый военно-транспортный вертолет Ми-26Т2В, созданный по техническому заданию Министерства обороны России. Он поднялся в воздух 17 августа, а уже через три дня, после нескольких испытательных полетов в Ростове, перелетел в Подмосковье и демонстрировался в статической экспозиции военной авиатехники на аэродроме Кубинка.

На прошедшей в конце мая этого года в Москве выставке HeliRussia 2018 была представлена программа дальнейшей модернизации легкого многоцелевого вертолета «Ансат», разработанного и серийно выпускаемого Казанским вертолетным заводом холдинга «Вертолеты России». Она предусматривает более широкое внедрение в конструкцию «Ансата» современных композиционных материалов, из которых теперь будет изготавливаться кабина экипажа, капоты двигателей, усовершенствованный обтекатель втулки несущего винта и хвостовое оперение, а также доработанный хвостовой люк, который теперь можно использовать для закатки в кабину санитарных носилок. Предполагается также использование птицестойкого обогреваемого остекления и авариестойкой топливной системы увеличенной емкости, внедрение ряда других доработок. 

24 мая 2018 г., в первый день работы выставки HeliRussia 2018 в Москве холдинг «Вертолеты России» передал авиакомпании «ЮТэйр – Вертолетные услуги» первый серийный вертолет Ми-171А2. Поставка машины выполнена в рамках подписанного в июле 2017 г. соглашения о поставке первых двух серийных Ми-171А2 производства Улан-Удэнского авиационного завода компании «ЮТэйр», которая должна стать стартовым эксплуатантом вертолетов этой модернизированной модели.

Одним из центральных событий прошедшей в конце мая этого года в Москве выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2018 стала презентация полноразмерного макета перспективного легкого многоцелевого вертолета VRT500, разрабатываемого конструкторским бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России».

Несмотря на сложную внешнеполитическую и непростую макроэкономическую обстановку отечественная отрасль вертолетостроения продолжает свое устойчивое развитие. Как заявил в конце декабря 2017 г., подводя итоги уходящего года, генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский, финансовые результаты компании демонстрируют положительную динамику: рост консолидированной выручки по результатам 2017 г. прогнозировался на уровне 18%, а чистой прибыли – 72%. На пресс-конференции накануне выставки HeliRussia 2018 в середине мая этого года, глава холдинга сообщил, что консолидированная выручка «Вертолетов России» по итогам 2017 г. составила около 229 млрд р., а размер чистой прибыли достиг почти 27 млрд р.

Минувший год завершился для зарубежных вертолетостроителей, как принято говорить у финансовых и экономических аналитиков, разнонаправленно: у одних компаний наблюдался прирост в поставках, у других – падение; у одних выручка и прибыль росли активно, у других – не очень. Впрочем, одно можно сказать точно – в целом мировое вертолетостроение, несмотря на различного рода проблемы, чувствует себя достаточно хорошо и уверенно. По данным Ассоциации производителей техники авиации общего назначения GAMA (General Aviation Manufacturers Association), в течение минувшего года вертолетостроительными компаниями мира было поставлено в общей сложности 968 вертолетов оценочной стоимостью около 4,1 млрд долл., включая 704 машины с газотурбинными двигателями и 264 – с поршневыми.

Стало уже традицией, что воздушную часть Парада Победы над Красной площадью Москвы открывает группа вертолетов Вооруженных Сил России, возглавляемая тяжелым транспортным Ми‑26. Не стало исключением и празднование 73‑й годовщины Победы: во главе колонны авиационной техники над главной площадью столицы 9 мая 2018 г. прошел Ми‑26 из состава ВКС России. 

Традиционным участником международных выставок вертолетной индустрии HeliRussia является московское АО «Аэроприбор-Восход» (входит в состав КРЭТ), специализирующееся на разработке и производстве информационных комплексов и систем воздушных сигналов, систем управления общесамолетным и общевертолетным оборудованием, высотомерного и резервного приборного оборудования, систем и автоматики для средств спасения и жизнеобеспечения экипажей летательных и космических аппаратов, а также на создании приемников воздушных давлений, датчиков и реле давления, другой аппаратуры. Разработанные предприятием приборы и системы стоят практически на всех самолетах и вертолетах, выпускаемых в России.

Пожалуй, одной из наиболее интересных новинок наземной части состоявшегося 9 мая 2018 г. традиционного Парада Победы в Москве стали появившиеся в общем строю техники, прошедшей по Красной площади, беспилотные летательные аппараты «Катран», размещенные в «походной» конфигурации на платформах автомобилей КАМАЗ. Комментирующий парад диктор сообщал, что БЛА вертолетного типа «Катран» предназначен «для обеспечения силовой поддержки при выполнении специальных задач, для ведения разведки, наблюдения боевой обстановки, ведения фото- и видеосъемки с помощью телевизионной или тепловизионной аппаратуры». По словам заместителя министра обороны (ныне – вице-премьера Правительства России) Юрия Борисова, «вертолетный БЛА «Катран» по своим тактико-техническим характеристикам превосходит зарубежные аналоги по тяговооруженности, времени полета и массе полезной нагрузки, построен по соосной схеме, что обеспечивает высокую маневренность, возможность взлета и посадки на неподготовленных площадках ограниченного размера в любых метеоусловиях, способен нести оборудование для ведения разведки, радиоэлектронной борьбы и наносить удары по противнику управляемым и неуправляемым оружием». 

В начале сентября 2017 г. в рамках проходившего во Владивостоке III Восточного экономического форума состоялась презентация второго летного образца перспективного среднего многоцелевого вертолета Ка‑62, создаваемого в классе взлетной массы 6,5 т и предназначенного для перевозки до 15 пассажиров и до 2200 кг грузов.  

В августе 2017 г. на предприятии «Роствертол» холдинга «Вертолеты России» завершаются приемо-сдаточные испытания первой партии боевых вертолетов Ми-28УБ с двойным управлением, изготовленных в рамках контракта с Министерством обороны России.

В ряду различных модификаций вертолетов семейства Ми-8 (Ми-17), демонстрировавшихся холдингом «Вертолеты России» на МАКС-2017, выделялся модернизированный военно-транспортный вертолет Ми-171Ш-ВН в оригинальном «пиксельном» камуфляже, предназначенный для обеспечения действий сил специального назначения при выполнении задач по борьбе с терроризмом. 

На авиасалоне МАКС-2017 экспонировалось сразу несколько образцов легкого многоцелевого вертолета «Ансат» в различных вариантах исполнения: в учебно-тренировочном («Ансат-У»), патрульно-полицейском («Ансат-К»), санитарном и др. Особый интерес вызывал вертолет, демонстрировавшийся в павильоне Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ): этот «Ансат» с гидромеханической системой управления с серийным №33027 нынешней весной был в опытном порядке оснащен новым комплексом авионики разработки Раменского приборостроительного конструкторского бюро, реализующим замену традиционных электромеханических приборов в кабине экипажа на широкоформатные многофункциональные индикаторы (концепция «стеклянной» кабины). 

20 июля 2017 г., в ходе авиасалона МАКС-2017, холдинг «Вертолеты России» и авиакомпания «ЮТэйр» подписали совместное решение о передаче последней в опытную эксплуатацию двух новейших вертолетов Ми-171А2. Подписанный документ подтверждает намерения сторон по разработке технического задания и программы проведения опытной эксплуатации двух Ми-171А2 на базе авиакомпании «ЮТэйр» с последующим оформлением договора аренды этих машин. Таким образом, определился стартовый оператор Ми-171А2, поставки которых должны начаться в конце этого года.

Холдинг «Вертолеты России» впервые представил на МАКС-2017 свою новую разработку – беспилотный летательный аппарат вертолетного типа VRT-300 (ВРТ‑300). Над его созданием работают в подразделении холдинга – «ВР-Технологии».

В экспозиции холдинга «Вертолеты России» на авиасалоне МАКС-2017 обращала на себя внимание масштабная модель небольшого вертолета соосной схемы, условно именовавшегося просто «Легким многоцелевым вертолетом» (ЛМВ). Из распространенного холдингом пресс-релиза стало известно, что разработку ЛМВ ведет конструкторское бюро «ВР-Технологии», а у проекта есть и другое «имя» – VRT500.

Дебютантом авиасалона МАКС‑2017 стал «арктический» вертолет Ми-8АМТШ-ВА, предназначенный для эксплуатации в северных регионах страны при температурах до -60°С. Одну такую машину в характерной красно-серой окраске можно было увидеть на статической стоянке ВВС России, вторую – на стоянке холдинга «Вертолеты России».

Холдинг «Вертолеты России» приступил к серийному производству и поставкам модифицированных легких многоцелевых вертолетов Ка‑226Т. Сертификация модели завершилась весной 2015 г. Ка‑226Т представляет собой модифицированную более энерговооруженную и высотную версию ранее выпускавшихся вертолетов Ка‑226, оснащенную двигателями Arrius 2G1 французской компании Safran Helicopter Engines (Turbomeca). Два опытных Ка‑226Т проходили летные испытания с 2009 г. Первый серийный вертолет этого типа был выпущен Кумертауским авиационным производственным предприятием холдинга «Вертолеты России» весной 2013 г.

Входящее в холдинг «Вертолеты России» ростовское предприятие «Роствертол» в настоящее время осуществляет серийное производство и поставки сразу двух типов армейских боевых вертолетов. Помимо специализированного ударного Ми‑28Н (НЭ) завод с 2006 г. выпускает глубоко модернизированный транспортно-боевой вертолет Ми‑35М.

Производство тяжелых транспортных вертолетов семейства Ми‑26 грузоподъемностью 20 т является уникальной компетенцией России: машин подобной размерности в мире сегодня не строит больше никто. Их серийное производство вот уже скоро 40 лет осуществляет ПАО «Роствертол».
Важным событием прошлого года стало успешное выполнение первого экспортного контракта на поставку модернизированных тяжелых транспортных вертолетов Ми‑26Т2 с современным комплексом бортового оборудования, благодаря чему реализован принцип «стеклянной» кабины, а управление вертолетом теперь осуществляют всего два летчика. Опытный Ми‑26Т2 проходил летные испытания с начала 2011 г. В июне 2013 г. был заключен первый экспортный контракт на поставку шести серийных Ми‑26Т2 в Алжир. Головная серийная машина была собрана и вышла на испытания в декабре 2014 г. Первая пара Ми‑26Т2 перелетела на базу заказчика в июне 2015 г., еще два последовали в ноябре того же года, а два заключительных – в 2016 г. При этом агентство «Интерфакс-АВН» сообщило о заключении второго контракта – еще на восемь Ми‑26Т2.

На Улан-Удэнском авиационном заводе холдинга «Вертолеты России» завершается сборка первого серийного вертолета Ми‑171А2, на заводе находятся еще три машины в разной степени готовности. Установочная партия из четырех Ми‑171А2 будет передана эксплуатанту до конца 2017 г.
Два опытных образца Ми‑171А2, ранее изготовленных на УУАЗ, в настоящее время завершают программу сертификационных испытаний на базе предприятия-разработчика – Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля.

25 мая 2017 г., в первый день работы 10‑й выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2017, холдинг «Вертолеты России» торжественно передал Государственной транспортной лизинговой компании первый из шести заказанных ею в конце декабря прошлого года медицинских вертолетов «Ансат». Машина с серийным №33074, получившая регистрацию RA‑20005, передана для эксплуатации компании «Русские вертолетные системы», которая уже с июня использует ее для оказания экстренной медицинской помощи и санитарной эвакуации в Волгоградской области.25 мая 2017 г., в первый день работы 10‑й выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2017, холдинг «Вертолеты России» торжественно передал Государственной транспортной лизинговой компании первый из шести заказанных ею в конце декабря прошлого года медицинских вертолетов «Ансат». Машина с серийным №33074, получившая регистрацию RA‑20005, передана для эксплуатации компании «Русские вертолетные системы», которая уже с июня использует ее для оказания экстренной медицинской помощи и санитарной эвакуации в Волгоградской области.

25 мая 2017 г. в г. Арсеньев в Приморье на Дальнем Востоке России состоялся первый полет по кругу новейшего среднего многоцелевого вертолета Ка‑62, разработку которого ведет фирма «Камов», а производство осуществляет Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина (оба предприятия входят в холдинг «Вертолеты России»). Первому полету Ка‑62, который выполнил экипаж АО «Камов» в составе летчиков-испытателей Виталия Лебедева (командир экипажа) и Наиля Азина (второй пилот), предшествовала обширная программа наземных и стендовых испытаний, а также проводившиеся с апреля 2016 г. предварительные испытания вертолета в воздухе на режимах висения. Впереди у Ка‑62 – заводские летно-конструкторские, а затем сертификационные испытания, которые планируется завершить в 2019 г. 

13 октября 2016 г. в ходе проходившей в Казани выставки «Индустрия здоровья – 2016» Министерству здравоохранения Республики Татарстан был передан легкий вертолет «Ансат», оснащенный специализированным медицинским модулем. Машина, получившая регистрацию RA‑20002 (заводской №33075) стала первым российским серийным санитарным вертолетом (одобрение главного изменения на модификацию вертолета «Ансат» с медицинским модулем было получено в мае 2015 г.). Событие стало, по сути, знаковым для всей страны – вместе с ним практически стартовала программа возрождения санитарной авиации России.

В конце января 2017 г. на авиационной базе ВВС Сил воздушной обороны Республики Казахстан в Шымкенте на юге страны (в советские времена именовался Чимкентом) началась эксплуатация новых армейских боевых вертолетов Ми‑35М производства ростовского ПАО «Роствертол» (входит в холдинг «Вертолеты России»). О существовании контракта на поставку Ми‑35М в Казахстан впервые официально заявил 1 июня 2016 г. в ходе международной выставки KADEX‑2016 в Астане заместитель генерального директора холдинга «Вертолеты России» Александр Щербинин. «Первые поставки этого вертолета по линии «Рособоронэкспорта» запланированы на конец текущего года», – сообщил тогда он агентству ТАСС. Считается, что контракт был заключен в 2015 г. и предусматривал передачу Казахстану четырех Ми‑35М новой постройки. К декабрю прошлого года все они были доставлены в Алматы, где к середине того же месяца прошли сборку после транспортировки на Авиаремонтном заводе №405. Здесь же, на авиабазе Первомайская, шымкентские экипажи приступили к первым тренировочным полетам на новой технике, на которых побывал наш корреспондент.

Вертолетостроение, особенно его  гражданский (коммерческий) сегмент, является той отраслью авиационной промышленности, которая, пожалуй, наиболее чувствительна к состоянию мировой экономики. Чуть в мире случается кризис, сразу идет падение продаж вертолетов и объемов их эксплуатации, что, в свою очередь, негативно отражается на доходах вертолетостроительных компаний от поставок и послепродажного обслуживания. Исключение составляют разве что военные заказчики – им необходимо решать свои задачи, невзирая ни на какие кризисы и даже вопреки им. Наглядным подтверждением этому стали итоги деятельности ведущих зарубежных вертолетостроительных компаний мира в 2016 г. У некоторых производителей падение зафиксировано сразу по нескольким показателям. Даже всегда оптимистично настроенные аналитики компании Honeywell в новом, презентованном в марте 2017 г., прогнозе развития мирового рынка вертолетной техники, в отличие от доклада 2016 г., понизили объем поставок новых газотурбинных вертолетов гражданского назначения в ближайшие пять лет на 400 машин.Вертолетостроение, особенно его  гражданский (коммерческий) сегмент, является той отраслью авиационной промышленности, которая, пожалуй, наиболее чувствительна к состоянию мировой экономики. Чуть в мире случается кризис, сразу идет падение продаж вертолетов и объемов их эксплуатации, что, в свою очередь, негативно отражается на доходах вертолетостроительных компаний от поставок и послепродажного обслуживания. Исключение составляют разве что военные заказчики – им необходимо решать свои задачи, невзирая ни на какие кризисы и даже вопреки им. Наглядным подтверждением этому стали итоги деятельности ведущих зарубежных вертолетостроительных компаний мира в 2016 г. У некоторых производителей падение зафиксировано сразу по нескольким показателям. Даже всегда оптимистично настроенные аналитики компании Honeywell в новом, презентованном в марте 2017 г., прогнозе развития мирового рынка вертолетной техники, в отличие от доклада 2016 г., понизили объем поставок новых газотурбинных вертолетов гражданского назначения в ближайшие пять лет на 400 машин.

28 апреля 2017 г. холдинг «Вертолеты России», входящий в госкопорацию «Ростех» и объединяющий основные вертолетостроительные активы страны, официально объявил консолидированные операционные и аудированные финансовые результаты своей деятельности за 2016 г. по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Выручка компании, по сравнению с предыдущим годом снизилась на 2,5%, составив 214,3 млрд руб. (около 3,5 млрд долл. по курсу на 31 декабря 2016 г.). Операционная прибыль (EBITDA) снизилась до 40,9 млрд руб. (чуть менее 0,7 млрд долл.), а чистая прибыль – до 16,2 млрд руб. (около 270 млн долл.) при уровне рентабельности (по EBITDA) 19,0%. В общем объеме выручки 165,7 млрд руб. (77,3%) пришлось на продажи вертолетов, а 45,4 млрд руб. (21,2%) – на услуги сервиса и послепродажного обслуживания, увеличившись за год на 18,4%.

Первые серийные армейские боевые вертолеты нового поколения Ми-28Н поступили в российскую армейскую авиацию в январе 2008 г. С тех пор входящий в холдинг «Вертолеты России» ростовский «Роствертол» вышел на ритмичное производство полутора–двух десятков таких вертолетов в год, и сейчас на вооружении строевых частей Западного и Южного военных округов находится уже почти сотня Ми-28Н.

20 декабря 2016 г. в Харбине поднялся в первый полет опытный образец среднего многоцелевого вертолета АС352, представляющего собой китайскую версию западноевропейского Airbus Helicopters Н175 (ранее был известен как Eurocopter ЕС175). Создание вертолета, первоначально названного в Китае Z‑15, велось в рамках соглашения, заключенного в декабре 2005 г. между компанией Eurocopter (ныне Airbus Helicopters) и Харбинской авиастроительной группой HAIG (Harbin Aircraft Industry (Group) Co.) китайской корпорации AVIC. Соглашение предусматривало выпуск обеими сторонами в общей сложности до 1000 вертолетов ЕС175 и Z‑15. При этом компания HAIG была определена поставщиком фюзеляжей для вертолетов французского производства.

 12 октября 2016 г. в ходе выставки «Индустрия здоровья – 2016» в Казани холдинг «Вертолеты России» торжественно передал легкий многофункциональный вертолет «Ансат» с медицинским модулем Министерству здравоохранения Республики Татарстан. Он поступил в распоряжение Республиканской клинической больницы в качестве средства для экстренной медицинской эвакуации и транспортировки пострадавших. Тем самым состоялась первая поставка заказчику сертифицированного вертолета «Ансат» с гидромеханической системой управления, разработку и серийное производство которого осуществляет Казанский вертолетный завод (сертификация «Ансата» с ГМСУ в транспортном и патрульном варианте завершилась в августе 2013 г., в декабре 2014 г. была сертифицирована пассажирская, а в мае 2015 г. – санитарная версии машины, в декабре 2015 г. было получено дополнение к сертификату типа на VIP-версию). По данным Росавиации, поставленный татарстанскому Минздраву «Ансат» с серийным №33075 был внесен в реестр гражданских воздушных судов 28 октября 2016 г. и получил бортовой номер RA‑20002.

Нынешним летом холдинг «Вертолеты России» поставил в Китайскую Народную Республику очередной тяжелый транспортный вертолет Ми-26ТС производства ПАО «Роствертол».

Контракт на поставку вертолета был заключен холдингом «Вертолеты России» и китайской компанией Lectern Aviation Supplies Co Ltd. в июне 2014 г. Это уже четвертый подобный вертолет, приобретенный КНР. Предыдущие три Ми-26ТС были поставлены в Китай в 2007–2010 гг. Два из них находятся в вертолетном парке компании QingDao Helicopter Co. Ltd., еще один использует компания China Flying Dragon General Aviation Co. Ltd. Они успешно несут вахту на службе Министерства лесного хозяйства Китая и ежегодно участвуют в тушении лесных пожаров.

29 июля 2016 г. на летно-испытательном комплексе АО «Вертолеты России» в подмосковном Томилино впервые поднялся в воздух первый опытный экземпляр модернизированного боевого вертолета Ми-28НМ (ОП-1). Он был изготовлен в прошлом году по договору с МВЗ им. М.Л. Миля заводом «Роствертол», который принимал самое непосредственное участие в его разработке. Как сообщается в опубликованном нынешним летом очередном годовом отчете «Роствертола», «в ближайшей перспективе начнутся поставки МО РФ мощных ударных вертолетов Ми-28НМ – принципиально новой машины с улучшенными тактико-техническими, летными и боевыми характеристиками. В 2015 г. в ПАО «Роствертол» изготовлен опытный образец данного вертолета, существенно отличающийся от базовой модели. Ми-28НМ получит принципиально новый локатор, который обеспечит вертолету круговой обзор, а также новую систему управления. Кроме того, для модернизированного «Ночного охотника» также создаются новые лопасти несущего винта, которые позволят увеличить крейсерскую скорость вертолета на 13%, а максимальную – на 10%. Срок проведения государственных испытаний опытного образца Ми-28НМ – 2016 г.».

Нефтегазовый сектор экономики во всем мире является одним из активных потребителей рынка вертолетных услуг. Не являются исключением и российские компании этой отрасли. С одной стороны, это обусловлено необходимостью обеспечения  деятельности предприятий в труднодоступных районах, освоением новых месторождений за Полярным кругом и на морском шельфе, контроля за эксплуатацией магистральных нефтегазопроводов. С другой – достаточно высокой потребностью отрасли в VIP-перевозках. Практически все ведущие отечественные игроки в нефтегазовой сфере имеют собственный вертолетный парк и являются крупными заказчиками винтокрылой техники как российского, так и иностранного производства.

На выставке HeliRussia 2016 «Взлёту» представилась возможность встретиться и поговорить с Сирилом Вольтом, директором программы двигателей Ardiden 3G компании  Safran Helicopter Engines – именно такие двигатели применяются на новейшем российском вертолете Ка-62, поступившем на летные испытания нынешней весной. Он рассказал, как создавался Ardiden и как развивается сотрудничество французской компании с российскими вертолетостроителями.

Холдинг «Технодинамика» объявил в ходе выставки HeliRussia 2016 о начале работ над новым семейством турбовальных двигателей ТД-701 для легких вертолетов.

Как стало известно на выставке HeliRussia 2016, нынешним летом холдинг «Вертолеты России» приступает к поставкам заказчикам вертолетов «Ансат» с гидромеханической системой управления. Напомним, сертификация версии «Ансата» с ГМСУ в транспортном и патрульном варианте завершилась в августе 2013 г., затем в декабре 2014 г. была сертифицирована пассажирская, а в мае 2015 г. – санитарная версии машины. В декабре 2015 г. было получено дополнение к сертификату типа на VIP-версию. Тем самым были сняты последние ограничения для продвижения «Ансата» на рынок и полноценного старта его коммерческой эксплуатации.

На прошедшей 19–21 мая 2016 г. выставке HeliRussia 2016 холдинг «Вертолеты России» распространил информацию о том, что Минобороны России станет первым заказчиком нового многоцелевого вертолета Ми-38. «Министерство обороны России совместно с АО «Вертолеты России» приняло решение о порядке и сроках поступления вертолетов Ми-38 в ВКС РФ. Прорабатывается возможность закладки определенных решением параметров поставок вертолета в проект следующей программы вооружения, – говорится в сообщении холдинга. – Данное решение предусматривает проведение совместных летных испытаний новой версии среднего многоцелевого вертолета Ми-38, оснащенного и оборудованного под нужды Министерства обороны и имеющего исключительно агрегаты и комплектующие отечественного производства. Новая машина пройдет ряд летных испытаний на соответствие требованиям армии. По их результатам будут спланированы закупки вертолета Ми-38 для нужд ВКС».

Страница 1 из 2