22 декабря 2015 г. в ходе запуска низкоорбитальных спутников связи Orbcomm OG2 американской частной компании SpaceX Илона Маска удалось впервые успешно реализовать идею возвращения на Землю и мягкой посадки первой ступени ракеты-носителя Falcon 9FT для ее повторного использования. Тем самым на пути к созданию многоразовых транспортных ракетно-космических систем был сделан очередной важный шаг. Стоит заметить, что первые две попытки управляемой посадки стартовой ступени «фалькона» на специальное судно в море в январе и апреле 2015 г. завершились неудачно. Не удалось Маску закрепить декабрьский успех и в январе этого года: посадка на баржу опять окончилась разочарованием. Но глава SpaceX не теряет оптимизма и упорно продолжает развивать свою идею превращения ракетной системы Falcon 9 в многоразовую.

21 декабря 2015 г. с площадки №31 космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту транспортный грузовой корабль новой серии «Прогресс МС», предназначенный для снабжения Международной космической станции. Транспортные корабли серии «МС» (грузовой «Прогресс МС» и пилотируемый «Союз МС») созданы Ракетно-космической корпорацией «Энергия» им. академика С.П. Королева в результате глубокой модернизации использовавшихся до сих пор грузового «Прогресс М-М» и пилотируемого «Союз ТМА-М». Внешне и по массогабаритным параметрам они практически не отличаются от исходных изделий, но благодаря применению новых наземных и бортовых радиотехнических систем имеют возможность использовать современные протоколы передачи информации, в результате чего улучшилась стабильность работы бортовой системы управления. Обновленный «грузовик» дополнительно защищен от микрометеоритов и космического мусора, оборудован новыми системами для повышения надежности и безотказности операций на самой значимой стадии полета – при сближении и стыковке с МКС.

Очередному, уже десятому по счету ежегодному обзору итогов работы российской авиапромышленности по производству пассажирских и транспортных самолетов мы решили дать новое название. Напомним, первый такой обзор вышел в нашем журнале в начале 2007 г. и назывался «В преддверии подъема»: незадолго до этого была создана Объединенная авиастроительная корпорация, определившая одной из своих главных целей кардинальный рост выпуска гражданских авиалайнеров. Но добиться ощутимого увеличения объемов производства и поставок удалось не сразу – на протяжении первых пяти лет они не превышали 10–15 лайнеров в год, а первые признаки подъема стали намечаться только в начале нынешнего десятилетия. Лишь в 2012 г. удалось преодолеть рубеж в два десятка построенных пассажирских и транспортных машин, по итогам 2013 г. из сборочных цехов российских авиазаводов вышло уже 36 новых лайнеров, а в 2014-м – 44 (передано в эксплуатацию 38). Рывок 2013–2014 гг. был обеспечен, главным образом, интенсификацией серийного выпуска региональных самолетов Sukhoi Superjet 100: если в 2012 г. было изготовлено 12 таких машин, то в 2013‑м – уже 24, а в 2014-м – 35.

19 января 2016 г. на Иркутский авиационный завод корпорации «Иркут» из Ульяновска доставлена первая (правая) консоль композитного крыла самолета МС-21. Она изготовлена на предприятии «АэроКомпозит-Ульяновск» по инновационной технологии вакуумной инфузии и автоматизированной выкладки углеродного наполнителя. ЗАО «АэроКомпозит» заканчивает работы по изготовлению левой консоли крыла. После ее поставки в Иркутск там начнется стыковка крыла с уже собранным фюзеляжем первого летного экземпляра МС-21, начало испытаний которого запланировано на вторую половину 2016 г. Чуть менее года назад, в апреле 2015 г., «АэроКомпозит-Ульяновск» отгрузил на Иркутский авиазавод композитный центроплан с элементами отсека фюзеляжа, который уже интегрирован в конструкцию первого образца МС-21.

Рынок чартерных авиаперевозок в нашей стране неразрывно связан с туристическим бизнесом.  Более того, некоторые отечественные авиакомпании осуществляют чартеры исключительно в интересах конкретных туроператоров. Последние годы бесспорными лидерами на российском рынке туризма являлись Турция и Египет. Но, как известно, после катастрофы A321 «Когалымавиа» над Синаем 31 октября 2015 г., авиасообщение России с Египтом было прервано. Месяцем позже, после того, как турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик Су-24М над Сирией, остановили и турпоток в Турцию. Правильно ли это или нет – повод для дискуссий политологов, но, однозначно, подобные события стали сильнейшим ударом для российской отрасли авиаперевозок и, в первую очередь, по так называемым чартерным авиакомпаниям.

Новый грузовой авиаперевозчик CargoLogicAir (CLA), созданный российской группой компаний «Волга-Днепр» и зарегистрированный в марте 2015 г. в Лондоне, в январе нынешнего года получил сертификат эксплуатанта Администрации гражданской авиации Великобритании (UK CAA), что позволяет ему приступить к выполнению коммерческих полетов.

Наш журнал продолжает следить за развитием программы американского истребителя пятого поколения F-35 Lightning II (предыдущие публикации – см. «Взлёт» №12/2011, с. 12–18; №1–2/2013, с. 56–63; №1–2/2014, с. 52–54; №1–2/2015, с. 52–57). Минувший год для нее оказался богат на события. Во-первых, был, наконец, пройден долгожданный рубеж – в июле 2015 г. первая строевая эскадрилья Корпуса морской пехоты США, оснащенная самолетами F-35B, достигла статуса начальной боевой готовности (IOC). Достижение состояния IOC первой эскадрильей F-35A в ВВС США ожидается летом 2016 г. Во-вторых, в сентябре 2015 г. поднялся в воздух первый F-35A, собранный за пределами США – в Италии. В-третьих, в ноябре был заключен контракт на постройку очередной – 9-й – установочной партии самолетов (LRIP Lot 9), в рамках которой в 2017–2018 гг. будут изготовлены и поставлены 55 истребителей всех трех модификаций для вооруженных сил США и четырех зарубежных заказчиков. В-четвертых, продолжился рост объемов производства: в течение 2015 г. было поставлено 45 новых самолетов F-35 – на 25% больше, чем годом раньше, а всего к началу 2016 г. заказчикам передано уже 154 таких истребителя. Свои первые F-35A получили в минувшем году ВВС Италии и Норвегии. Впрочем, все построенные F-35 базируются пока только в США, где на самолетах, уже поставленных заказчикам из Великобритании, Нидерландов, Австралии, Италии и Норвегии, проводится подготовка летных и технических экипажей этих стран.

Подробный обзор производства и поставок региональных самолетов «Взлёт» по традиции публикует в июне, но уже сейчас можно подвести некоторые предварительные итоги прошедшего года. Как обычно, первым среди участников «битвы регионалов» 14 января 2015 г. отчитался ее лидер – бразильский Embraer. По официальным данным компании, за 2015 г. она передала заказчикам 101 реактивный региональный авиалайнер семейства EJets, что на 9 машин (или почти на 10%) больше, чем в 2014-м. Как и годом ранее, наибольшим спросом в 2015 г. пользовались самолеты модели E175 – их отправилось к новым владельцам сразу 82 штуки. На втором и третьем месте оказались Е195 и Е190 (9 и 8 соответственно), а самых «маленьких» в семействе Е170 было поставлено всего две машины.

Две ведущие авиастроительные компании мира, американская Boeing и европейская Airbus, в первой половине января по традиции обнародовали предварительные результаты своей деятельности в минувшем году. Более подробные годовые отчеты появятся несколько позже, но в целом ситуация уже понятна. Американцы четвертый год подряд обошли европейцев по количеству поставленных авиалайнеров (до 2012 г. в течение 10 лет лидерство здесь принадлежало Airbus), но третий раз подряд уступили им по новым контрактам и общему портфелю заказов.

Страница 72 из 73