1. Новые модули МКС
Одно из основных событий ушедшего года – завершение строительства Российского сегмента Международной космической станции. Событие, прямо скажем, долгожданное.
В 2021 г. были запущены, выведены на орбиту и вошли в состав МКС Многоцелевой лабораторный модуль «Наука» и узловой модуль «Причал». Первый был интегрирован в структуру станции летом, второй – осенью.
В целом, всё прошло благополучно. Правда, с «Наукой» пришлось изрядно поволноваться. Сначала при предстартовой подготовке то и дело вылезали абсурдные несоответствия, а потом после запуска выкидывала фортели двигательная установка. Но непослушную технику укротить удалось, и спустя неделю после запуска модуль был пристыкован к МКС.
Дискуссия о необходимости запуска «Науки» велась несколько лет. Что и неудивительно – космический аппарат заложили еще в прошлом веке, и у многих специалистов были небезосновательные возражения против его выведения на орбиту.
К тому же в прошлом году стали активно обсуждать необходимость создания Российской орбитальной служебной станции (РОСС). После публичного заявления вице-премьера российского правительства Юрия Борисова о том, что нам надо уходить с МКС и заниматься национальными программами, могло показаться, что международный проект мы покидаем чуть ли не завтра, и всё, что сегодня делается на орбите, уже мало кому нужно. Следовательно, и новый модуль запускать не надо – лучше его отправить его на орбиту через несколько лет и сделать основой новой станции.
Но, тем не менее, «Науку» запустили. И правильно сделали.
Да, этот модуль не «верх совершенства». Возможно, использовать его придется с некоторыми ограничениями. Но сколько бы «Наука» не проработала на науку, определенную пользу она принесет. А в РОСС ей вряд ли бы нашлось место. Да и делать ее музейным экспонатом (звучали и такие предложения) также было преждевременно.
Да и МКС еще рано списывать в утиль – решение об ее эксплуатации до 2028 г. можно считать уже принято. Ну а РОСС – это наше будущее.
Дата проведения | Выставка | Место проведения |
7–8 февраля |
Москва, «Крокус Экспо» |
|
13–17 февраля |
Бангалор, Индия | |
20–24 февраля | Абу-Даби, ОАЭ | |
20 февраля – 5 марта | AVALON 2023 | Виктория, Австралия |
6–9 марта |
Атланта, США | |
11–14 апреля |
Рио-де-Жанейро, Бразилия | |
19–22 апреля |
Фридрихсхафен, Германия | |
9–12 мая | Стамбул, Турция | |
17–20 мая | MILEX 2023 | Минск, Беларусь |
18–20 мая |
Москва, «Крокус Экспо» |
|
23–25 мая |
Женева, Швейцария | |
23–27 мая | Лангкави, Малайзия | |
7–10 июня |
KADEX 2023 |
Астана, Казахстан |
19–25 июня |
Ле-Бурже, Париж, Франция | |
21–25 июня | МВМС-2023 | Кронштадт |
25–30 июля |
МАКС-2023 |
Московская область, Жуковский |
24–30 июля |
Ошкош, США | |
14–20 августа |
Московская область, |
|
6–8 сентября |
||
12–14 сентября |
Москва, «Внуково-3» | |
14–17 сентября |
Тяньцзинь, КНР | |
25–28 сентября | Partner 2023 | Белград, Сербия |
26–27 сентября |
HELITECH EXPO 2023 |
Лондон, Великобритания |
17–19 октября |
Москва, ВДНХ |
|
17–19 октября | NBAA-BACE 2023 | Лас-Вегас, США |
17–22 октября | Сеул, Корея | |
октябрь* |
DSE Vietnam 2023 | Ханой, Вьетнам |
13–17 ноября |
Дубай, ОАЭ | |
22–24 ноября |
Шанхай, КНР | |
4–7 декабря |
Каир, Египет |
* точные сроки проведения выставки могут измениться или пока еще не определены.
Для уточнения дат проведения и другой актуальной информации по каждой конкретной выставке «Взлёт» рекомендует обращаться к официальным веб-сайтам мероприятий (кликнув на название выставки)
Выпуск | Дата выхода |
Крайний срок подачи рекламы |
Темы номера |
№1-2/2023 | 07.02.2023 | 16.01.2023 |
События года
|
№3-4/2023 | 10.04.2023 | 20.03.2023 |
Воздушный транспорт России
|
№5-6/2023 | 18.05.2023 | 24.04.2023 |
Вертолетная индустрия |
№7-8/2023 | 18.07.2023 | 03.07.2023 |
Спецвыпуск к МАКС-2023 «Наша авиация - 2023» Рынок региональных самолетов |
№9-10/2023 | 29.09.2023 | 11.09.2023 |
Новинки МАКС-2023 Рынок боевых самолетов |
№11-12/2023 | 30.11.2023 | 13.11.2023 | «Без пилота» (рынок беспилотных летательных аппаратов) |
Ка-62 получил сертификат типа
ПД-35: начаты испытания газогенератора
Увековечена память Ю.И. Белого
Ка-32А11М поступил на летные испытания
Построен еще один Ил-76МД-90А
Международная премьера МС-21-310
Aurus Business Jet: новый бренд VIP-версии SSJ100
ЛТС Checkmate показали в Дубае
Модернизированный Ка-226Т поднялся в воздух
AW609: на сборке первый серийный конвертоплан
Дубайский дебют Boeing 777X
А380: производственная программа завершена
Беспилотные премьеры Чжухая
«Сухие» по-китайски
«Водяной дракон» снова в Чжухае
KJ-600: «Хокай» из Поднебесной
«Москва» сверхзвуковая. К 25-летию первого полета Ту-144ЛЛ
История гражданской авиации сквозь объектив первого советского споттера
«Пассажиры» на орбите
Календарь основных аэрокосмических выставок 2022 года
30 ноября 2021 г. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выдало холдингу «Вертолеты России» госкорпорации «Ростех» сертификат типа на новый гражданский вертолет Ка-62. Документ формально позволяет начать поставки вертолета на российский рынок. Программа летных испытаний Ка-62 проводилась с 2017 г., в ней принимали участие три опытных летных образца, на которых было выполнено 434 полета общей продолжительностью около 700 ч.
Уходящий 2021 год ознаменовался прорывом в коммерческом сегменте пилотируемых суборбитальных и орбитальных космических полетов. Летом состоялись первые суборбитальные «прыжки» на ракетоплане VSS Unity от Virgin Galactic и ракетной системе New Shepard от Blue Origin с «непрофессионалами» на борту, а осенью – «туристическая» орбитальная миссия Inspiration4 на корабле Crew Dragon (SpaceX) и связанный со съемкой художественного фильма на МКС для Первого канала российского телевидения проект «Вызов» на «Союзе МС-19» (Роскосмос), в ходе которого 12 дней на борту станции провели актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко. В декабре на 12 дней на МКС отправился на «Союзе МС-20» полностью оплативший свой полет японский бизнесмен Юсаку Маэдзава с компаньоном. Услуги по коммерческим запускам на орбиту в туристических и других не связанных с непосредственной профессиональной космической деятельностью целях на российских и американских кораблях продвигает несколько специализирующихся на этом бизнесе компаний, и они не намерены останавливаться на достигнутом. Поэтому не исключено, что в обозримом будущем облик пилотируемой космонавтики может существенно измениться.
Три десятилетия назад Китайская Народная Республика стала первым государством дальнего зарубежья, получившим в свое распоряжение российские истребители четвертого поколения семейства Су-27. В период 1992–2002 гг. сюда было поставлено в общей сложности 76 самолетов Су-27СК и Су-27УБК, а в 2000–2004 гг. – еще сотня двухместных многоцелевых истребителей Су-30МКК и Су-30МК2. Кроме того, ровно четверть века назад, 6 декабря 1996 г., был заключен контракт по передаче КНР лицензии на выпуск на заводе в Шэньяне 200 одноместных самолетов Су-27СК. Первые такие истребители, получившие в КНР обозначение J-11, были собраны из комплектов, поставляемых авиазаводом в Комсомольске-на-Амуре в 1998 г. Однако лицензионный контракт полностью реализован не был: получив половину из предусмотренных имевшимся соглашением самолето-комплектов, КНР предпочла дальше строить эти истребители самостоятельно, постепенно внедряя на них разработки собственной авиапромышленности. В результате появился целый ряд китайских версий российского истребителя: модернизированный одноместный J-11B, палубный J-15, двухместный многоцелевой J-16 с силовой установкой, бортовым оборудованием и вооружением китайской разработки. У каждой из этих базовых моделей были еще свои модификации.
Вторым гражданским самолетом, который демонстрировала в этом году наша страна на статической стоянке авиасалона в Дубае, стал новый бизнес-джет на базе регионального авиалайнера SSJ100. Впервые эту машину, носящую пока временный бортовой номер 97009 (ее заводской номер – MSN 95173), показали летом на МАКС-2021, а в Дубае она впервые выступила под новым именем Aurus Business Jet. Теперь бренд Aurus объединяет не только новый российский представительский автомобиль и вертолет «Ансат» с VIP-салоном, но и самолет (ранее бизнес-джеты на базе Superjet 100 именовались SBJ) – все они вошли в состав российской экспозиции Dubai Airshow 2021.
Вот уже полтора десятилетия ни один авиасалон в Дубае не обходится без самого большого в мире пассажирского авиалайнера Airbus A380 – своего рода «визитной карточки» дубайской авиакомпании Emirates, ставшей его крупнейшим оператором. Не стал исключением и нынешний Dubai Airshow 2021, в открытии летной программы которого принял участие А380-861 с регистрационным номером A6-EEU в специальной яркой окраске, рекламирующей проводимую с октября этого года по март следующего всемирную выставку Dubai Expo. В настоящее время регулярные пассажирские перевозки выполняют около 70 из 249 поставленным заказчикам А380 (из них полсотни сейчас работают на рейсах Emirates), еще около 170 законсервированы из-за отсутствия потребностей в столь больших провозных емкостях и немалых затрат на эксплуатацию этих огромных четырехдвигательных лайнеров в нынешней «пандемийной» ситуации на рынке, а несколько бортов уже списано. С начала кризиса авиаперевозок весной прошлого года А380 не выполняют полеты в компаниях Air France, Asiana, Etihad, Lufthansa, Malaysia Airlines, Qantas, Thai Airways, и, вероятно, некоторые из этих перевозчиков больше не вернутся к их эксплуатации. В начале этого года в Тулузе были собраны и облетаны два последних серийных А380 – сейчас они проходят в Гамбурге заключительные операции по подготовке к передаче в Emirates, и на этом программа производства и поставок А380 будет считаться завершенной.
Ровно четверть века назад, 29 ноября 1996 г., на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М. Громова в подмосковном Жуковском впервые поднялся в воздух самолет Ту-144ЛЛ «Москва». Он был создан на базе первого в мире сверхзвукового пассажирского авиалайнера Ту-144, которому, к сожалению, так и не довелось поступить в широкую эксплуатацию на воздушных трассах. Появившийся в названии машины индекс указывал на ее новое назначение – Ту-144 предстояло поработать в качестве летающей лаборатории, призванной проложить дорогу в небо следующему поколению сверхзвуковых авиалайнеров. Исследованиями возможностей создания такой техники в то время занимались и в России, и в США. Поэтому, учитывая большую сложность и высокую стоимость натурных экспериментов на сверхзвуке, решено было объединить усилия двух ведущих авиационных держав мира. Финансирование программы испытаний Ту-144ЛЛ взяло на себя американское Управление по аэронавтике и исследованию космического пространства NASA, а участниками проекта стали АНТК им. А.Н. Туполева (ныне – ПАО «Туполев») и шесть крупных американских авиастроительных фирм.