Три десятилетия назад Китайская Народная Республика стала первым государством дальнего зарубежья, получившим в свое распоряжение российские истребители четвертого поколения семейства Су-27. В период 1992–2002 гг. сюда было поставлено в общей сложности 76 самолетов Су-27СК и Су-27УБК, а в 2000–2004 гг. – еще сотня двухместных многоцелевых истребителей Су-30МКК и Су-30МК2. Кроме того, ровно четверть века назад, 6 декабря 1996 г., был заключен контракт по передаче КНР лицензии на выпуск на заводе в Шэньяне 200 одноместных самолетов Су-27СК. Первые такие истребители, получившие в КНР обозначение J-11, были собраны из комплектов, поставляемых авиазаводом в Комсомольске-на-Амуре в 1998 г. Однако лицензионный контракт полностью реализован не был: получив половину из предусмотренных имевшимся соглашением самолето-комплектов, КНР предпочла дальше строить эти истребители самостоятельно, постепенно внедряя на них разработки собственной авиапромышленности. В результате появился целый ряд китайских версий российского истребителя: модернизированный одноместный J-11B, палубный J-15, двухместный многоцелевой J-16 с силовой установкой, бортовым оборудованием и вооружением китайской разработки. У каждой из этих базовых моделей были еще свои модификации.

Вторым гражданским самолетом, который демонстрировала в этом году наша страна на статической стоянке авиасалона в Дубае, стал новый бизнес-джет на базе регионального авиалайнера SSJ100. Впервые эту машину, носящую пока временный бортовой номер 97009 (ее заводской номер – MSN 95173), показали летом на МАКС-2021, а в Дубае она впервые выступила под новым именем Aurus Business Jet. Теперь бренд Aurus объединяет не только новый российский представительский автомобиль и вертолет «Ансат» с VIP-салоном, но и самолет (ранее бизнес-джеты на базе Superjet 100 именовались SBJ) – все они вошли в состав российской экспозиции Dubai Airshow 2021.

Вот уже полтора десятилетия ни один авиасалон в Дубае не обходится без самого большого в мире пассажирского авиалайнера Airbus A380 – своего рода «визитной карточки» дубайской авиакомпании Emirates, ставшей его крупнейшим оператором. Не стал исключением и нынешний Dubai Airshow 2021, в открытии летной программы которого принял участие А380-861 с регистрационным номером A6-EEU в специальной яркой окраске, рекламирующей проводимую с октября этого года по март следующего всемирную выставку Dubai Expo. В настоящее время регулярные пассажирские перевозки выполняют около 70 из 249 поставленным заказчикам А380 (из них полсотни сейчас работают на рейсах Emirates), еще около 170 законсервированы из-за отсутствия потребностей в столь больших провозных емкостях и немалых затрат на эксплуатацию этих огромных четырехдвигательных лайнеров в нынешней «пандемийной» ситуации на рынке, а несколько бортов уже списано. С начала кризиса авиаперевозок весной прошлого года А380 не выполняют полеты в компаниях Air France, Asiana, Etihad, Lufthansa, Malaysia Airlines, Qantas, Thai Airways, и, вероятно, некоторые из этих перевозчиков больше не вернутся к их эксплуатации. В начале этого года в Тулузе были собраны и облетаны два последних серийных А380 – сейчас они проходят в Гамбурге заключительные операции по подготовке к передаче в Emirates, и на этом программа производства и поставок А380 будет считаться завершенной.

Ровно четверть века назад, 29 ноября 1996 г., на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М. Громова в подмосковном Жуковском впервые поднялся в воздух самолет Ту-144ЛЛ «Москва». Он был создан на базе первого в мире сверхзвукового пассажирского авиалайнера Ту-144, которому, к сожалению, так и не довелось поступить в широкую эксплуатацию на воздушных трассах. Появившийся в названии машины индекс указывал на ее новое назначение – Ту-144 предстояло поработать в качестве летающей лаборатории, призванной проложить дорогу в небо следующему поколению сверхзвуковых авиалайнеров. Исследованиями возможностей создания такой техники в то время занимались и в России, и в США. Поэтому, учитывая большую сложность и высокую стоимость натурных экспериментов на сверхзвуке, решено было объединить усилия двух ведущих авиационных держав мира. Финансирование программы испытаний Ту-144ЛЛ взяло на себя американское Управление по аэронавтике и исследованию космического пространства NASA, а участниками проекта стали АНТК им. А.Н. Туполева (ныне – ПАО «Туполев») и шесть крупных американских авиастроительных фирм.

Дебютантом международной аэрокосмической выставки в Дубае в этом году стал первый летный образец Boeing 777-9 – широкофюзеляжного дальнемагистрального авиалайнера, разработанного в рамках программы создания модернизированного семейства Boeing 777X, на которое американская компания делает серьезную ставку в борьбе за отвоевание у своего европейского конкурента доли мирового рынка самолетов подобного класса. Модель 777-9, называемая самым крупным двухдвигательным авиалайнером в мире и способная перевозить при двухклассной компоновке салона до 426 пассажиров на расстояние до 13 500 км, должна прийти на смену выпускаемым в настоящее время Boeing 777-300ER (396 мест в двух классах). В дальнейшем планируется создать также укороченную на 4 м модификацию 777-8 (384 кресел) с увеличенной до 16 200 км дальностью полета, которая сможет стать преемником Boeing 777-200LR, а также грузовой Boeing 777XF. Впрочем, решение о старте программы нового «грузовика» на замену пользующемуся спросом на рынке Boeing 777F пока еще не принято, нет однозначной уверенности и в реализации проекта Boeing 777-8. Да и ожидаемые сроки ввода в эксплуатацию базовой модернизированной версии Boeing 777-9 значительно отстают от изначально планировавшихся: когда эта программа официально стартовала восемь лет назад (это состоялось здесь же, на авиасалоне в Дубае в ноябре 2013 г.), заявлялось, что летные испытания нового лайнера смогут начаться уже в 2017 г., а первые поставки в авиакомпании  – в 2020-м. По факту же прототип Boeing 777-9 взлетел только в январе прошлого года, а завершение сертификации теперь ждут не ранее второй половины 2023 г. Это связывают не столько с общим кризисом в отрасли на фоне пандемии, сколько с проблемами у самой компании-разработчика, обострившимися после двух катастроф Boeing 737МАХ в октябре 2018 и марте 2019 гг.

В нынешнем авиасалоне в Дубае после многолетнего перерыва в публичных показах, вновь принял участие первый в мире коммерческий конвертоплан AW609, продвигаемый на рынок итальянской компанией Leonardo (до 2016 г. – AgustaWestland). Разработка этой машины, в целом повторявшей схему и размерность экспериментального конвертоплана Bell XV-15 образца 1977 г., была начата американскими компаниями Bell и Boeing в 1996 г. Спустя два года Boeing покинул проект, а его место заняла итальянская Agusta, после чего машина получила название Bell Agusta BA609. Совместными усилиями американских и итальянских инженеров было выполнено проектирование и построены первые опытные образцы. Прототип AC1 (N609TR), собранный в США, поднялся в воздух в Арлингтоне, штат Техас, 6 марта 2003 г. Второй опытный конвертоплан, AC2 (N609AG), собирался в Италии и взлетел там 9 ноября 2006 г., а в июне следующего года был впервые представлен в летной программе авиасалоне в Ле-Бурже, где сообщалось, что сертификация машины и начало поставок намечаются на 2011 г. (незадолго до начала летных испытаний это предполагалось сделать еще в 2007 г.). Но сроки опять сдвинулись. В ноябре 2011 г. для ускорения работ по проекту AgustaWestland завершила процесс покупки прав на машину у Bell Helicopter Textron, после чего конвертоплан получил свое нынешнее название AW609, при этом американские партнеры остались основными подрядчиками по его производству и сертификации.

2 ноября 2021 г. на базе летно-испытательного комплекса Национального центра вертолетостроения «Миль и Камов» в подмосковном Томилино впервые поднялся в воздух первый вертолет Ка-226Т, построенный в модернизированном варианте 226.54 на Улан-Удэнском авиационном заводе холдинга «Вертолеты России». В отличие от предыдущих Ка-226Т, выпускавшихся Кумертауским авиационным производственным предприятием, он имеет измененную конструкцию планера с улучшенной аэродинамикой. Фюзеляж изготовлен с применением современных облегченных материалов. Обновлена несущая система – колонка несущего винта, лопасти и главный редуктор.

Авиасалон Dubai Airshow 2021, прошедший с 14 по 18 ноября этого года в дубайском аэропорту Аль-Мактум, стал местом международной премьеры новой модификации перспективного российского среднемагистрального авиалайнера МС-21 – самолета МС-21-310, оснащенного сертифицированными в октябре 2018 г. российскими двигателями ПД-14 разработки Объединенной двигателестроительной корпорации. Напомним, первые четыре летных экземпляра МС‑21 были изготовлены в 2017–2019 гг. в варианте МС‑21‑300 с двигателями PW1431G-­JM компании Pratt & Whitney и проходят в настоящее время в Жуковском сертификационные испытания, которые должны завершиться до конца этого года. Такую же силовую установку получат первые серийные самолеты, поставки которых заказчикам планируется начать в 2022 г.

Главным российским экспонатом в области военной авиации на Dubai Airshow 2021, без сомнения, стал демонстрационный образец перспективного однодвигательного истребителя пятого поколения – легкого тактического самолета (ЛТС) Checkmate. К его разработке компания «Сухой» (входит в Объединенную авиастроительную корпорации «Ростеха») приступила только в начале прошлого года, а уже к нынешнему лету был изготовлен полномасштабный прототип-демонстратор, презентованный в июле на авиасалоне МАКС-2021.  И вот теперь он дебютировал на международной арене.

9 ноября 2011 г. в Кумертау, на базе летно-испытательного комплекса Кумертауского авиационного производственного предприятия холдинга «Вертолеты России», впервые поднялся в воздух и прошел первые испытания в режиме висения модернизированный пожарный вертолет Ка-32А11М. Программа модернизации предусматривает оснащение вертолета «стеклянной» кабиной, более мощными двигателями ВК-2500ПС-02 и новой системой пожаротушения. Ожидается, что двигатели ВК-2500ПС-02 существенно улучшат летные характеристики машины в жарких и горных условиях. По расчетам конструкторов, грузоподъемность вертолета в таких условиях должна возрасти примерно на 1600 кг.

Страница 14 из 73