15 декабря 2020 г. на аэродроме Иркутского авиационного завода (филиал корпорации «Иркут», входящей в состав Объединенной авиастроительной корпорации госкорпорации «Ростех») состоялся первый полет самолета МС-21-310, оснащенного новыми российскими двигателями ПД-14. Это пятый летный образец среднемагистрального пассажирского авиалайнера нового поколения МС-21 и первый, маршевая силовая установка которого состоит из новейших двигателей отечественного производства ПД-14, сертифицированных Росавиацией в октябре 2018 г. Первые четыре летных экземпляра МС-21 изготовлены в варианте МС-21-300 с двигателями PW1431G-JM компании Pratt & Whitney и проходят в настоящее время сертификационные испытания, которые должны завершиться в 2021 г. На Иркутском авиазаводе уже ведется сборка первых серийных МС-21-300, к поставкам которых в группу «Аэрофлот» планируется приступить в конце 2021 г. после получения сертификата типа. Сертификационные испытания модификации МС-21-310 с ПД-14, в которых предполагается задействовать два опытных самолета, должны завершиться в 2022 г., после чего подобные авиалайнеры также смогут начать поступать к заказчикам.
16 декабря 2020 г. на аэродроме в Жуковском совершил первый полет прототип турбовинтового пассажирского регионального самолета Ил-114-300, разработанного Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина (головное предприятие Дивизиона транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации в составе госкорпорации «Ростех») и готовящегося к серийному производству на Луховицком авиационном заводе им. П.А. Воронина РСК «МиГ» в широкой кооперации предприятий ОАК. Полет выполнил экипаж в составе шеф-пилота ПАО «Ил» летчика-испытателя 1-го класса Героя России Николая Куимова, летчика-испытателя 1-го класса Дмитрия Комарова и бортового инженера-испытателя 1-го класса Олега Грязева. Полетное задание предусматривало проверки режимов работы силовой установки, устойчивости и управляемости самолета, а также функционирования его систем. В связи со сложными метеоусловиями (низкая облачность), полет был коротким и выполнялся на малых высотах, без входа в облака и без уборки шасси.
1 декабря 2020 г. в московский аэропорт Шереметьево прибыл тяжелый грузовой самолет Boeing 777F с регистрационным номером VQ-BAO, который стал первым воздушным судном этого типа в парке авиакомпании AirBridgeCargo (входит в группу «Волга-Днепр») и в гражданской авиации России в целом. Самолет с серийным №1663/66625 совершил первый полет в Эверетте 29 июля этого года, а в середине следующего месяца был сдан заказчику, совершив 17–18 августа перелет в Шарджу (ОАЭ), где и находился до начала декабря. Лизингодателем по контракту выступает компания Dubai Aerospace Enterprise, всего AirBridgeCargo планирует получить по нему три Boeing 777F.
Американская авиастроительная компания Scaled Composites, основанная в 1982 г. и возглавлявшаяся на протяжении трех десятилетий знаменитым авиационным конструктором Бертом Рутаном, прочно ассоциируется с летательными аппаратами весьма оригинальных конструктивных схем, на которых установлен не один мировой рекорд дальности и высоты полета. На экзотических машинах Рутана выполнялись не только беспосадочные полеты вокруг Земли, но и суборбитальные «прыжки» в ближний космос. Но среди разработок компании есть и ряд малоизвестных экспериментальных самолетов, про которые достоверно не известно даже для чего они созданы. В их числе два «брата-близнеца» Scaled Composites Model 401, постройку которых фирма отнюдь не скрывала, но их реальное назначение по-прежнему, спустя три года после начала летных испытаний, остается загадкой. Некоторый свет на тайну «Сыновей Ареса» (так, по некоторым данным, именуется программа) проливают появившиеся нынешним летом и осенью фотографии, сделанные случайными очевидцами их испытательных полетов. А в начале декабря «на сцену» вернулся и их вероятный прародитель – впервые взлетевший еще 30 лет назад Scaled Composites Model 151 ARES. Очередная порция свежих снимков и анализ информации веб-сервисов по отслеживанию полетов позволяют немного приблизиться к разгадке, что же может связывать «Сыновей Ареса» – «Фобоса» и «Деймоса» – со столько непохожим на них «богом-отцом».
14 декабря 2020 г. в 8.50 утра по московскому времени с космодрома Плесецк в Архангельской области (Государственный испытательный космодром Министерства обороны России) успешно проведен пуск ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5». Он осуществлен в рамках летно-конструкторских испытаний космического ракетного комплекса «Ангара» и стал вторым стартом тяжелой «Ангары-А5» (первый состоялся в Плесецке шесть лет назад, в декабре 2014 г.). Ожидается, что третий испытательный пуск ракеты данного типа может пройти в Плесецке во второй половине 2021 г., а в декабре 2023 г. «Ангара-А5» должна полететь с космодрома Восточный – ей предстоит вывести на орбиту первый пилотируемый транспортный корабль нового поколения «Орел» (в беспилотном варианте).
10 декабря 2020 г. в 01.45 ночи по московскому времени (9 декабря в 16.45 по местному времени, или 22.45 UTC) с бетонированной стартовой площадки полигона в техасском поселке Бока-Чика американская частная компания SpaceX выполнила первый испытательный стратосферный запуск прототипа космического корабля Starship (SN8), разрабатываемого ею для пилотируемых полетов к Луне, Марсу и другим планетам в составе сверхтяжелой космической транспортной системы Superheavy/Starship. Полномасштабный прототип второй ступени такой системы, именуемый разработчиком «звездным кораблем» (или «звездолетом»), впервые поднялся на высоту 12,5 км, в целом успешно исполнив семиминутную программу летных испытаний, включающую старт, набор заданной высоты и последующее управляемое снижение в расчетную точку приземления, расположенную в двух сотнях метра от стартовой площадки, но из-за неполадок в двигательной установке совершил «жесткую» посадку с повышенной вертикальной скоростью, вызвавшую взрыв остатков топлива и разрушение конструкции аппарата. Последнее обстоятельство породило многочисленные заголовки в отечественных средствах массовой информации типа «очередной взрыв на испытаниях звездолета Маска», хотя сам глава SpaceX расценивает прошедшее испытание как успешное. Попробуем разобраться, что же все-таки произошло 10 декабря в Бока-Чике, а заодно рассмотреть, как развивался этот амбициозный и вызывающий немало критики кажущийся фантастическим проект Илона Маска на протяжении года с момента первой публикации нашего журнала о нем.
Для многих небольших населенных пунктов на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке России авиация является единственным средством связи с городами, областными и районными центрами. Транспортное обеспечение таких труднодоступных поселков и городков возложена на вертолеты и самолеты местных воздушных линий малой вместительности – до 19 пассажирских кресел.
Хотя их вклад в общий объем коммерческих пассажирских авиаперевозок в гражданской авиации России незначителен, ряд небольших авиакомпаний специализируется именно на этом сегменте рынка. По данным Транспортной клиринговой палаты, в 2019 г. самолетами с числом мест до 19 было перевезено 225,5 тыс. чел., а общий выполненный на них пассажирооборот составил 87,3 млн пасс.-км. Они доставили также 928,5 тонн грузов и почты, а общий их производственный налет составил почти 51,5 тыс. часов.
Наибольшее число пассажиров на местных воздушных линиях в России перевозится 19-местными самолетами L-410UVP-E20 чешской разработки, чей серийный выпуск в настоящее время локализуется на Уральском заводе гражданской авиации. В прошлом году российские авиакомпании получили четыре новых самолета этого типа, в нынешнем году четыре L-410UVP-E20 переданы в «Газпром авиа», еще три до конца года должна получить «СиЛА».
Некогда лидировавшие по перевозкам на местных линиях «ветераны» Ан-2 продолжают сдавать свои позиции. Реализуемая в Новосибирске программа их ремоторизации пока не получила широкого развития. Тем не менее, осенью 2019 г. два ремоторизованных ТВС-2МС переданы «Авиации Колымы» в Магадане, нынешним летом еще одна машина поставлена авиакомпании «СиЛА». Но основным преемником Ан-2 спустя несколько лет должен стать новый 9-местный однодвигательный турбовинтовой самолет ЛМС-901 («Байкал»), разработку которого ведет УЗГА. Летные испытания прототипа такой машины должны начаться в 2021 г., а сертификация и начало серийных поставок ожидаются в 2022–2023 гг.
Нынешней осенью авиалайнеры Superjet 100, выпускаемые филиалом «Региональные самолеты» корпорации «Иркут», приступили к регулярным пассажирским перевозкам в авиакомпании «Ред вингс», чей парк до этого состоял из 11 среднемагистральных самолетов Airbus A321 и четырех А320 (регулярная эксплуатация самолетов Ту-204 этим перевозчиком продолжалась до осени 2018 г.). Во второй половине сентября и в течение октября «Ред вингс» открыла десяток новых направлений на SSJ100 из екатеринбургского аэропорта Кольцово в разные города России. Компания, которая намерена получить до шести десятков «суперджетов», может вскоре стать одним из крупнейших операторов самолетов данного типа.
Мировая аэрокосмическая индустрия оказалась в числе отраслей, наиболее пострадавших от пандемии: вслед за прекращением международных полётов авиакомпании начали стремительно отказываться от закупок новой авиатехники, а крупнейшие иностранные авиапроизводители, почти не заключая новых контрактов и сталкиваясь с отказами от уже заказанной техники, не готовы участвовать в отраслевых выставках. В 2020 году было принято решение отменить авиашоу в Фарнборо, а под конец года озвучен вердикт и по крупнейшему в мире авиасалону в Ле Бурже: из выставочного календаря 2021 года это событие вычеркнуто. Но проводимый в подмосковном Жуковском Международный авиационно-космический салон МАКС пройдёт в установленные даты. Регистрация участников, стартовавшая в середине октября, идёт высокими темпами. Уже подтвердили свои планы и зарезервировали площади ведущие российские авиапроизводители, ряд иностранных компаний. Кроме того, на МАКС состоится ряд мировых премьер, что повысит статус выставки.