В 2019 г. ведущие зарубежные авиапроизводители поставили своим заказчикам по всему миру 426 новых дальнемагистральных, 817 среднемагистральных и 126 региональных реактивных пассажирских и грузовых самолетов, под крылом которых установлено 2768 турбовентиляторных двигателей – таким примерно оказался годовой объем производства современных ТРДД для новых авиалайнеров коммерческой гражданской авиации, без учета поставок запасных двигателей и обеспечения силовыми установками самолетов, еще не переданных авиакомпаниям, а также бизнес-джетов и различных самолетов специального назначения. Основными поставщиками двигателей для авиалайнеров Airbus, Boeing, Embraer, COMAC и Mitsubishi (последняя в прошлом году приобрела у Bombardier также программу CRJ) в настоящее время являются американские компании General Electric и Pratt & Whitney, британская Rolls-Royce и французская Safran, а также образованные ими международные альянсы CFM International (совместное предприятие General Electric и Safran), International Aero Engines (Pratt & Whitney, германская MTU и японская JAEC) и Engine Alliance (General Electric и Pratt & Whitney). Таким образом, главными игроками на рынке двигателей для зарубежных авиалайнеров сегодня являются всего четыре национальные компании, отчитавшиеся о поставке в 2019 г. заказчикам в общей сложности 4119 «коммерческих» ТРДД.

26 февраля 2020 г. холдинг «Вертолеты России» сообщил о поставке первого серийного вертолета Ми-38, выполненного в VIP-варианте с салоном повышенной комфортности на 10 человек. Заказчиком машины, построенной прошлым летом на Казанском вертолетном заводе, стал «Газпромбанк Лизинг», а оператором – компания «Русские вертолетные системы», уже имеющая богатый опыт эксплуатации казанских вертолетов «Ансат» и Ми-8МТВ-1. Торжественная церемония передачи вертолета заказчику состоялась на КВЗ в присутствии президента Республики Татарстан Рустама Минниханова.

17 марта 2020 г. с аэродрома ульяновского АО «Авиастар-СП» (входит в Дивизион транспортной авиации ОАК) впервые поднялся в воздух очередной серийный тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А (№0203), который в процессе окраски получил бортовой регистрационный номер RF-78658. Он стал седьмым Ил-76МД-90А по контракту 2012 г. на поставку Министерству обороны России 39 таких самолетов и в целом десятым поднявшимся в воздух «Илом» ульяновского производства (включая первый опытный Ил-76МД-90А №0102, строившуюся по отдельному контракту машину №0104 установочной партии и первый опытный самолет-заправщик Ил-78М-90А №0201).

В начале марта этого года ведущее отечественное предприятие по разработке авиационных бортовых радиолокационных станций, систем управления вооружением истребителей и зенитных ракетных комплексов войсковой ПВО – Научно-исследовательский институт приборостроения им. В.В. Тихомирова (входит в концерн ВКО «Алмаз-Антей») – отмечает свое 65‑летие. Мировое признание коллективу, основанному весной 1955 г. одним из родоначальников отечественной радиолокации Виктором Васильевичем Тихомировым, принесли войсковые ЗРК серии «Куб» («Квадрат») и «Бук» и ряд инновационных разработок в области авиационной радиолокации с электронным сканированием луча, включая первую в мире самолетную БРЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР) системы управления вооружением «Заслон» для истребителя-перехватчика МиГ‑31. Параллельно, на протяжении уже почти полувека, на предприятии развивались БРЛС для истребителя Су‑27 и его многочисленных модификаций. На рубеже нового тысячелетия была разработана и передана в серийное производство РЛСУ с ФАР «Барс», которой оснащаются сверхманевренные многофункциональные истребители серии Су‑30МКИ различных вариантов и Су‑30СМ, а в начале нынешнего десятилетия – РЛСУ с ФАР с еще более высокими возможностями «Ирбис» для истребителей Су‑35. 

Ровно 20 лет назад, 29 февраля 2000 г., в подмосковном Жуковском поднялся в воздух уникальный опытно-экспериментальный самолет, известный как «изделие 1.44». Он был разработан и построен в ОКБ им. А.И. Микояна в рамках программы создания «Истребителя 90‑х годов» (И‑90) – первого в стране многофункционального истребителя пятого поколения. У этого проекта непростая судьба: он был запущен еще в начале 1980‑х гг. и должен был стать своего рода локомотивом развития всего отечественного авиастроения. Предполагалось, что на вооружение самолет должен поступить в 1990‑е гг., придав нашей истребительной авиации ряд принципиально новых качеств. Но распался Советский Союз, изменилась геополитическая обстановка, экономика страны вошла в глубокий кризис, и финансирование многих оборонных программ было прекращено. В результате, уже построенный и переданный в 1994 г. на аэродром самолет, успевший совершить несколько рулежек и пробежек, пришлось на много лет поставить в ангар. Работы по его подготовке к летным испытаниям удалось возобновить только в 1999 г., причем исключительно на собственные средства переживавшей тогда нелегкие времена фирмы «МиГ». 

Нынешней весной из печати выходит уникальное двухтомное издание
«МиГ»: полёт сквозь время, приуроченное к 80-летию ОКБ им. А.И. Микояна. Общий объем двух томов книги – более 1100 страниц. В ней впервые столь подробно изложены вопросы создания, развития и применения истребителей марки «МиГ», а также крылатых ракет, разрабатывавшихся в ОКБ им. А.И. Микояна и его филиале (нынешнее ГосМКБ «Радуга»). Книга содержит огромное количество фотографий, чертежей, схем и копий уникальных документов из архива ОКБ, большинство из которых публикуется впервые.

В ближайшие несколько недель в интернет-магазине издателя store.alexv.ru можно оформить  предзаказ на уникальный двухтомник по льготной стоимости 6500 р., затем приобрести книгу можно будет только за полную стоимость, а цена в книжных магазинах будет существенно выше.  Тираж книги ограничен. «Взлёт» рекомендует поспешить оформить заказ. Подобных изданий о самолетах «МиГ» еще не было! Полистать некоторые страницы книги можно в интернет-магазине издателя.

№1-2/2020 (181-182) январь-февраль

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Российское авиастроение – 2019. События года

Кризис Boeing и рекорды Airbus: гранды подвели итоги года

На Иркутский авиазавод прибыли первые ПД-14

COMAC интенсифицирует испытания С919 и поставки ARJ21 

Boeing 777X поднялся в воздух

В ожидании МС-21. Производство и поставки российских пассажирских и транспортных самолетов в 2019 г.

НИИП им. В.В. Тихомирова: шесть с половиной десятилетий на службе авиационной радиолокации

ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ

«1.44»: первый в пятом поколении

Gripen E пошел в серию

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ

Российский воздушный транспорт – 2019. События года

Аэропорты России: достижения и перспективы 

КОСМОНАВТИКА

2019 космический год

14-й ежегодный обзор «Взлёта» об итогах работы российского гражданского самолетостроения приходится начинать на невеселой ноте. В силу ряда объективных и субъективных причин объемы серийного выпуска и, особенно, поставок в авиакомпании отечественных авиалайнеров по итогам 2019 г. существенно снизились. В последние годы основным локомотивом, обеспечивающим рост результатов отрасли, являлся региональный Superjet 100, на долю которого приходилось 70–80% всех построенных и поставленных заказчикам отечественных пассажирских и транспортных самолетов. Изменение конъюнктуры мирового рынка, проблемы с финансированием, высокая кредитная нагрузка, а также кризисные явления и изменение операционных моделей некоторых зарубежных заказчиков SSJ100 в сочетании со справедливыми упреками к организации его послепродажного обслуживания привели к тому, что спрос на этот без сомнения удачный отечественный авиалайнер сократился. В результате, производителю пришлось снижать объемы ежегодного выпуска, а количество поставленных в эксплуатацию самолетов в 2019 г. упало до рекордно низких величин за все последние годы.

Минувший год стал завершающим для нескольких наиболее ожидаемых проектов в аэропортовой отрасли России. В августе состоялся запуск нового саратовского аэропорта Гагарин, осенью началась эксплуатация третьей ВПП в московском Шереметьево, а к концу года там же было завершено строительство нового терминала С. А вот в Домодедово стройки затянулись: терминал Т2 и новая ВПП‑3 пока так и не введены в эксплуатацию, но 2020 г. может стать завершающим и для них. Аэропортовая инфраструктура России продолжает обновляться, что соответствует общей тенденции на неуклонное увеличение числа пассажиров, перевозимых воздушным транспортом.

1. Ил-112В выполнил первый полет

1

30 марта 2019 г. на аэродроме входящего в Дивизион транспортной авиации ОАК Воронежского акционерного самолетостроительного общества состоялся первый полет опытного образца легкого военно-транспортного самолета Ил-112В, разработанного Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина в рамках контракта с Минобороны России и призванного заменить в Вооруженных силах страны давно уже снятые с производства Ан-26, срок службы которых неумолимо подходит к концу. Первый вылет Ил-112В стал важнейшей вехой в непростой судьбе нового самолета, разработка которого велась с 2002 г., но по ряду причин то прерывалась, то снова возобновлялась, претерпевая неоднократные переносы сроков. Впереди у Ил-112В – программа доработок для полного удовлетворения требованиям заказчика, постройка еще двух опытных образцов, государственные совместные испытания и, затем, разворачивание серийного выпуска.

Страница 23 из 72