«Взлёт» ежегодно публикует обзоры о результатах работы и основных программах лидеров мирового вертолетостроения – отечественного холдинга «Вертолеты России» и пятерки ведущих зарубежных производителей винтокрылой техники из США и Западной Европы. Немало внимания журнал уделяет и неуклонно расширяющимся работам в данной области в Китае и Индии. Но эти две страны – не единственные в Азии, кто к настоящему времени имеет компетенции самостоятельной разработки и производства винтокрылой техники. С конца 1990-х гг. вертолеты собственных проектов строились также в Японии, с начала нынешнего десятилетия осуществляет серийные поставки машин своей разработки авиационная промышленность Южной Кореи, а два года назад вышел на испытания первый вертолет, самостоятельно спроектированный и построенный в Турции. Созданию собственной винтокрылой техники в Японии, Корее и Турции предшествовала лицензионная сборка вертолетов различных американских и европейских проектов, в ходе которой промышленность этих стран накапливала необходимые знания и опыт, постепенно интегрируясь в мировую вертолетостроительную индустрию. И хотя их разработки зачастую еще довольно зависимы от сотрудничества с партнерами из Америки и Европы, уже можно уверенно утверждать, что создание собственных газотурбинных вертолетов сегодня под силу не только России, США, Франции, Германии, Италии, КНР и Индии. Истории и перспективам вертолетостроения в Турции, Японии и Южной Корее посвящен этот обзор.

На полигоне Дубровичи в Рязанской области в период с 30 июня по 11 июля этого года прошел финальный (всероссийский) этап всеармейского конкурса летного мастерства экипажей Воздушно-космических сил России «Авиадартс-2020». Для проведения соревнований задействовались аэродромы в Рязанской, Калужской и Брянской областях. В конкурсе приняли участие 54 экипажа фронтовой (истребительной, бомбардировочной, штурмовой), армейской, дальней и военно-транспортной авиации, которые нынешней весной прошли предварительный отбор в ходе двух предыдущих этапов «Авиадартс-2020», проводившихся в соединения и объединениях ВКС России и в военных округах. В состав экипажей могли входить летчики (командиры экипажа) в должности до командира звена (отряда), помощники командира корабля (правые летчики), летчики-штурманы (летчики-операторы) и штурманы (штурманы-операторы) в возрасте не старше 35 лет.

№ 3-4/2020 (183-184)

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Взлетел десятый ульяновский Ил-76МД-90А

Первый серийный Ми-38 передан заказчику

Первый Ил-114-300 российского производства готовится к сборке

Производство региональных самолетов: итоги года

МС-21: в Подмосковье летают уже четыре самолета

 

ДВИГАТЕЛИ

Российское авиамоторостроение – 2020

Турбовентиляторный квартет – 2020. О современных зарубежных двигателях для авиалайнеров

 

АВИОНИКА

«Аэроприбор-Восход»: три четверти века на рынке аэрометрии. Интервью с генеральным директором АО «АП Восход» Сергеем Артемьевым

 

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ

«Аэрофлот» получил первый А350

Воздушный транспорт России накануне глобального кризиса авиаперевозок

Как сообщили 25 июня 2020 г. в Объединенной авиастроительной корпорации, входящий в Дивизион транспортной авиации ОАК Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М. Мясищева продолжает предварительные (заводские) испытания самолета Ан-140-100, модифицированного на предприятии в вариант для картографической аэросъемки местности. На нем установлены цифровые аэрофотокамеры для плановой и перспективной съемки, топографический лазерный сканер и другое специальное оборудование, организованы рабочие места операторов и проведены необходимые доработки конструкции. «Ан-140-100, модернизированный в вариант картографической аэросъемки, сможет проводить фотосъемку местности с высоким разрешением. Качество получаемых изображений обеспечит широкое применение полученных данных в различных сферах деятельности. Исходные аэросъемочные материалы в дальнейшем могут быть использованы для создания электронных и цифровых карт, пространственных и трехмерных моделей поверхности и дна водоемов, планов шельфа и внутренних водоемов», – говорится в пресс-релизе ОАК.

30 мая 2020 г. в 19.22 по всемирному координированному времени (UTC), когда в Москве было 22.22, а на восточном побережье США – 15.22, со стартового комплекса LC-39A принадлежащего NASA Космического центра им. Кеннеди на мысе Канаверал во Флориде американская компания SpaceX осуществила пуск ракеты-носителя Falcon 9FT с пилотируемым космическим кораблем Crew Dragon (демонстрационная миссия Demo-2, или DM-2), на борту которого находился экипаж в составе двух астронавтов NASA – Дугласа Хёрли и Роберта Бенкена. На следующий день Crew Dragon успешно пристыковался к Международной космической станции, и Хёрли с Бенкеном перешли на борт МКС, присоединившись  к членам 63-й долговременной экспедиции –  американцу Кристоферу Кэссиди (командир МКС-63) и двум россиянам – Анатолию Иванишину и Ивану Вагнеру (бортинженеры МКС-63). Совместный полет, как ожидается, будет продолжаться около двух месяцев, до начала августа, после чего Crew Dragon отстыкуется от МКС и должен вернуть Хёрли и Бенкена на Землю. Если всё пройдет по плану, то в сентябре состоится первый регулярный полет Crew Dragon, на котором к Международной космической станции отправятся уже четыре астронавта – три американских и один японский.

Российский пилотируемый транспортный корабль нового поколения (ПТК НП) «Орел» разрабатывается РКК «Энергия» для доставки экипажей и грузов на космические станции на низкой околоземной орбите, а также для полетов за ее пределы – в частности, к Луне. При штатной численности экипажа четыре человека «Орел» способен осуществлять автономный полет длительностью до 30 дней, а в составе орбитальной станции сможет работать до одного года (при полете к Луне, с учетом стыковки на ее орбите с окололунной станцией – до 180 суток). Запуски корабля на низкую околоземную орбиту предполагается осуществлять с космодрома Восточный при помощи тяжелой ракеты-носителя типа «Ангара-А5», а к Луне – на проектируемом сверхтяжелом носителе «Енисей».

5 мая 2020 г. с космодрома Вэньчан на острове Хайнань стартовала тяжелая ракета-носитель CZ-5B, которая вывела на орбиту беспилотный прототип китайского пилотируемого корабля нового поколения, что по-китайски звучит как «Синидай Зажень Фейчуань – Шиянь Чуань» (сокращенно – XZF-SC). После сброса экспериментального возвращаемого грузового аппарата с гибким теплозащитным экраном и серии испытаний и маневров на орбите, в ходе которых апогей поднимался примерно до 8000 км, возвращаемый отсек пилотируемого корабля 8 мая совершил успешную мягкую посадку на полигоне Дунфэн в автономном районе Внутренняя Монголия на севере КНР.

Луховицкий авиационный завод им. П.А. Воронина Российской самолетостроительной корпорации «МиГ», до сих пор специализировавшийся на выпуске самолетов-истребителей, готовится к освоению сборки модернизированных 68-местных турбовинтовых региональных пассажирских самолетов Ил-114-300 из агрегатов российского производства, поставляемых другими предприятия Объединенной авиастроительной корпорации. Как известно, до 2012 г. серийный выпуск Ил-114 осуществлялся на авиационном заводе в Ташкенте (Республика Узбекистан), но в мае 2016 г. было принято решение об организации производства самолетов этого типа (в модернизированной версии Ил-114-300) на территории России. В декабре 2016 г. и феврале 2017 г. с Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина и РСК «МиГ» были заключены контракты на проведение опытно-конструкторских работ и подготовку серийного производства Ил-114-300.

Нынешний год войдет в историю мировой гражданской авиации как время глобального, никогда ранее еще не испытывавшегося в таких масштабах кризиса авиаперевозок. Вынужденная из-за распространения пандемии коронавируса остановка авиасообщения между городами и странами, закрытие границ и карантинные меры ударили по большинству сфер бизнеса, но одним из наиболее пострадавших оказался рынок коммерческих авиаперевозок. С 27 марта 2020 г. наша страна приостановила выполнение всех международных регулярных и чартерных пассажирских рейсов (за исключением специальных разовых полетов по вывозу из-за границы «застрявших» там в начале пандемии соотечественников). Из-за распространения инфекции по регионам страны и введенного режима повышенной готовности и самоизоляции катастрофически упал спрос и на перелеты по России. В апреле отечественные авиакомпании перевезли на 92% пассажиров меньше, чем за тот же месяц 2019 г. Падение пассажирооборота на внутренних воздушных линиях в апреле 2020 г. превысило 85%, а на международных – 99%!>

Мировое лидерство по объемам производства и поставок реактивных региональных пассажирских самолетов уже немало лет занимает бразильская компания Embraer. Правда, в последние годы количество переданных заказчикам лайнеров EJets продолжает постепенно снижаться.

Страница 22 из 72