Дорогие наши читатели! Рады сообщить, что теперь оформить подписку на печатную версию журнала «Взлёт» можно и не выходя из дома – на сайте Почты России, заполнив необходимые данные и оплатив ее онлайн. Доставка журналов будет осуществляться в Ваш почтовый ящик (или, по Вашему желанию, в Ваше почтовое отделение до востребования, или в Ваш абонентский ящик – для этого достаточно выбраться нужную опцию при оформлении подписки). Все подробности о разных вариантах подписки на «Взлёт» можно найти на соответствующей страничке нашего сайта.

Надеемся, что возможность подписаться на журнал, не выходя из дома, будет особенно актуальна для наших читателей в нынешнее непростое время. Пожалуйста, берегите себя и своих близких, избегая без крайней необходимости посещения людных мест!

29 февраля 2020 г. в московский аэропорт Шереметьево с завода-изготовителя компании Airbus в Тулузе прибыл первый из 22 заказанных «Аэрофлотом» широкофюзеляжных дальнемагистральных пассажирских авиалайнеров нового поколения A350. Этот самолет, выполненный в модификации А350-941 с серийным №383 и впервые поднявшийся в воздух в Тулузе 3 февраля 2020 г., получил регистрационный знак VQ-BFY и назван в честь знаменитого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Он стал первым А350 не только в парке «Аэрофлота», но и в целом в гражданской авиации России, стран СНГ и Восточной Европы.

17 марта 2020 г. четвертый опытный летный экземпляр новейшего отечественного среднемагистрального пассажирского самолета МС-21-300 совершил беспосадочный перелет с Иркутского авиационного завода корпорации «Иркут» в подмосковный Жуковский, где на  аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова он присоединился к трем другим прототипам авиалайнера, проходящим здесь сертификационные испытания. Нынешний год должен стать решающим в программе сертификации МС-21: интенсифицируются полеты опытных самолетов, и к концу 2020 г. должен быть завершен основной объем испытаний – с тем, чтобы уже в 2021 г., как сейчас планируется, смогли бы начаться поставки серийных МС-21-300 заказчикам.

Два года, прошедшие с предыдущего аналитического обзора «Взлёта» о текущем состоянии отечественного газотурбинного авиадвигателестроения, оказались довольно насыщенными важными событиями. Одним из главных среди них стала сертификация осенью 2018 г. новейшего отечественного гражданского турбовентиляторного двигателя ПД-14 и поставка первых двух таких ТРДД для испытаний на борту магистрального пассажирского самолета нового поколения МС-21. Кроме того, прошлой весной новые турбовинтовые ТВ7-117СТ подняли в первый полет опытный образец легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Началась разработка новых отечественных турбовальных двигателей ВК-650В для вертолета Ка-226 и ВК-1600В для Ка-62, а в конце минувшего года был подписан контракт на создание нового ТРДД типа ПД-8 для регионального пассажирского лайнера SSJ100 в варианте с максимальной степенью импортозамещения. Осенью 2018 г., после завершения государственных испытаний, передан в серийное производство ТРДДФ типа АЛ-41Ф-1 для истребителя пятого поколения Су-57, одновременно продолжались летные и стендовые испытания двигателя второго этапа для этого самолета. За прошедшие два года существенно продвинулись программы разработки двигателя для Перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА) и ТРДД большой тяги ПД-35 для широкофюзеляжных пассажирских и военно-транспортных самолетов. Стартовала стендовая  отработка турбовинтового ВК-800С для пассажирских самолетов местных воздушных линий.

В 2019 г. ведущие зарубежные авиапроизводители поставили своим заказчикам по всему миру 426 новых дальнемагистральных, 817 среднемагистральных и 126 региональных реактивных пассажирских и грузовых самолетов, под крылом которых установлено 2768 турбовентиляторных двигателей – таким примерно оказался годовой объем производства современных ТРДД для новых авиалайнеров коммерческой гражданской авиации, без учета поставок запасных двигателей и обеспечения силовыми установками самолетов, еще не переданных авиакомпаниям, а также бизнес-джетов и различных самолетов специального назначения. Основными поставщиками двигателей для авиалайнеров Airbus, Boeing, Embraer, COMAC и Mitsubishi (последняя в прошлом году приобрела у Bombardier также программу CRJ) в настоящее время являются американские компании General Electric и Pratt & Whitney, британская Rolls-Royce и французская Safran, а также образованные ими международные альянсы CFM International (совместное предприятие General Electric и Safran), International Aero Engines (Pratt & Whitney, германская MTU и японская JAEC) и Engine Alliance (General Electric и Pratt & Whitney). Таким образом, главными игроками на рынке двигателей для зарубежных авиалайнеров сегодня являются всего четыре национальные компании, отчитавшиеся о поставке в 2019 г. заказчикам в общей сложности 4119 «коммерческих» ТРДД.

26 февраля 2020 г. холдинг «Вертолеты России» сообщил о поставке первого серийного вертолета Ми-38, выполненного в VIP-варианте с салоном повышенной комфортности на 10 человек. Заказчиком машины, построенной прошлым летом на Казанском вертолетном заводе, стал «Газпромбанк Лизинг», а оператором – компания «Русские вертолетные системы», уже имеющая богатый опыт эксплуатации казанских вертолетов «Ансат» и Ми-8МТВ-1. Торжественная церемония передачи вертолета заказчику состоялась на КВЗ в присутствии президента Республики Татарстан Рустама Минниханова.

17 марта 2020 г. с аэродрома ульяновского АО «Авиастар-СП» (входит в Дивизион транспортной авиации ОАК) впервые поднялся в воздух очередной серийный тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А (№0203), который в процессе окраски получил бортовой регистрационный номер RF-78658. Он стал седьмым Ил-76МД-90А по контракту 2012 г. на поставку Министерству обороны России 39 таких самолетов и в целом десятым поднявшимся в воздух «Илом» ульяновского производства (включая первый опытный Ил-76МД-90А №0102, строившуюся по отдельному контракту машину №0104 установочной партии и первый опытный самолет-заправщик Ил-78М-90А №0201).

В начале марта этого года ведущее отечественное предприятие по разработке авиационных бортовых радиолокационных станций, систем управления вооружением истребителей и зенитных ракетных комплексов войсковой ПВО – Научно-исследовательский институт приборостроения им. В.В. Тихомирова (входит в концерн ВКО «Алмаз-Антей») – отмечает свое 65‑летие. Мировое признание коллективу, основанному весной 1955 г. одним из родоначальников отечественной радиолокации Виктором Васильевичем Тихомировым, принесли войсковые ЗРК серии «Куб» («Квадрат») и «Бук» и ряд инновационных разработок в области авиационной радиолокации с электронным сканированием луча, включая первую в мире самолетную БРЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР) системы управления вооружением «Заслон» для истребителя-перехватчика МиГ‑31. Параллельно, на протяжении уже почти полувека, на предприятии развивались БРЛС для истребителя Су‑27 и его многочисленных модификаций. На рубеже нового тысячелетия была разработана и передана в серийное производство РЛСУ с ФАР «Барс», которой оснащаются сверхманевренные многофункциональные истребители серии Су‑30МКИ различных вариантов и Су‑30СМ, а в начале нынешнего десятилетия – РЛСУ с ФАР с еще более высокими возможностями «Ирбис» для истребителей Су‑35. 

Ровно 20 лет назад, 29 февраля 2000 г., в подмосковном Жуковском поднялся в воздух уникальный опытно-экспериментальный самолет, известный как «изделие 1.44». Он был разработан и построен в ОКБ им. А.И. Микояна в рамках программы создания «Истребителя 90‑х годов» (И‑90) – первого в стране многофункционального истребителя пятого поколения. У этого проекта непростая судьба: он был запущен еще в начале 1980‑х гг. и должен был стать своего рода локомотивом развития всего отечественного авиастроения. Предполагалось, что на вооружение самолет должен поступить в 1990‑е гг., придав нашей истребительной авиации ряд принципиально новых качеств. Но распался Советский Союз, изменилась геополитическая обстановка, экономика страны вошла в глубокий кризис, и финансирование многих оборонных программ было прекращено. В результате, уже построенный и переданный в 1994 г. на аэродром самолет, успевший совершить несколько рулежек и пробежек, пришлось на много лет поставить в ангар. Работы по его подготовке к летным испытаниям удалось возобновить только в 1999 г., причем исключительно на собственные средства переживавшей тогда нелегкие времена фирмы «МиГ». 

Нынешней весной из печати выходит уникальное двухтомное издание
«МиГ»: полёт сквозь время, приуроченное к 80-летию ОКБ им. А.И. Микояна. Общий объем двух томов книги – более 1100 страниц. В ней впервые столь подробно изложены вопросы создания, развития и применения истребителей марки «МиГ», а также крылатых ракет, разрабатывавшихся в ОКБ им. А.И. Микояна и его филиале (нынешнее ГосМКБ «Радуга»). Книга содержит огромное количество фотографий, чертежей, схем и копий уникальных документов из архива ОКБ, большинство из которых публикуется впервые.

В ближайшие несколько недель в интернет-магазине издателя store.alexv.ru можно оформить  предзаказ на уникальный двухтомник по льготной стоимости 6500 р., затем приобрести книгу можно будет только за полную стоимость, а цена в книжных магазинах будет существенно выше.  Тираж книги ограничен. «Взлёт» рекомендует поспешить оформить заказ. Подобных изданий о самолетах «МиГ» еще не было! Полистать некоторые страницы книги можно в интернет-магазине издателя.

Страница 24 из 73