19 декабря 2016 г. Президент России Владимир Путин подписал закон №415‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг.», принятый 9 декабря Государственной Думой и одобренный 14 декабря Советом Федерации. В рамках этого закона финансируется множество федеральных целевых программ (ФЦП), в числе которых – и принятая в марте прошлого года новая Федеральная космическая программа России на 2016–2025 гг. (ФКП‑2025). Значение последней трудно переоценить, поскольку именно этот документ определяет основные векторы развития отечественной космонавтики и ракетно-космической промышленности на ближайшее десятилетие. Принятие  ФКП‑2025 можно считать главным событием минувшего года для всей нашей космической отрасли. Попробуем разобраться, какие основные направления предусматривает новая программа и как могут сказаться на ее реализации неизбежные в нынешних экономических условиях сокращения ее финансирования.

Несмотря на то, что объемы пассажирских перевозок российскими авиакомпаниями второй год подряд продолжают снижаться (по итогам 2015 г. падение составило 1,2%, а в 2016 г. – уже 4,0%), отечественные аэропорты сохраняют хоть и скромную, но все же положительную динамику основных производственных показателей. По официальным данным Росавиации, они обслужили в течение прошлого года 159,597 млн пасс., что почти на 0,2% больше, чем годом ранее (в 2015 г. рост достигал 1,0%). При этом, если в 2015 г. из первой двадцатки российских аэропортов 13 допустили снижение показателей (см. «Взлёт» №3/2016, с. 38–43), то в прошлом году таковых было вдвое меньше – семь. Лидером роста среди первых 20 аэропортов страны в 2016 г. стал Сочи (+28,8% к предыдущему году), но в Московском авиаузле уверенную положительную динамику показало только Шереметьево, в то время как Домодедово и Внуково, равно как и санкт-петербургское Пулково, ушли в «минус». В 2016 г. под Москвой открылся долгожданный четвертый аэропорт – Жуковский, который, однако, юридически признается не столичным, а региональным. А по всей России продолжается строительство новых и реконструкция имеющихся аэропортов – эти работы должны завершиться к Чемпионату мира по футболу 2018 г.

ОАО «Авиасалон», официальный устроитель Международных авиационно-космических салонов МАКС, отмечает 25-летие со дня образования.

Два года назад, в январе 2015 г., был приостановлен (а затем аннулирован) сертификат эксплуатанта татарстанской авиакомпании «Ак Барс Аэро». Но, как говорится, «свято место пусто не бывает», и уже вскоре на основе персонала и фондов «Ак Барс Аэро» в республике была создана и летом 2015 г. приступила к полетам новая авиакомпания – «Юго-Восток Татарстана» («ЮВТ-аэро»). Унаследовав от «Ак Барса» шесть реактивных 50‑местных CRJ‑200LR, «ЮВТ-аэро» за первые полгода своей работы перевезла около 42 тыс. пасс. Руководство компании выбрало аккуратную политику тщательного планирования и просчета расписания с опорой на поддержку местных властей и программы субсидирования региональных перевозок, благодаря чему стала монополистом на ряде направлений и по итогам 2016 г. обслужила уже более 200 тыс. пассажиров.

Очередной, уже 11‑й по счету, традиционный ежегодный обзор «Взлёта» об итогах работы российской авиапромышленности по производству пассажирских и транспортных самолетов снова сменил название. Напомним, первый такой обзор вышел в нашем журнале ровно 10 лет назад, в начале 2007 г. и назывался «В преддверии подъема»: за несколько месяцев до этого была создана Объединенная авиастроительная корпорация, определившая одной из своих главных целей кардинальный рост выпуска гражданских авиалайнеров. Но добиться ощутимого увеличения объемов производства и поставок удалось не сразу – на протяжении первых пяти лет они не превышали 10–15 лайнеров в год, а первые признаки подъема стали намечаться только в начале нынешнего десятилетия. Лишь в 2012 г. удалось преодолеть рубеж в два десятка построенных пассажирских и транспортных машин, по итогам 2013 г. из сборочных цехов российских авиазаводов вышло уже 36 новых лайнеров, а в 2014‑м – 44 (передано в эксплуатацию 38). Рывок 2013–2014 гг. был обеспечен, главным образом, интенсификацией серийного выпуска региональных самолетов Sukhoi Superjet 100: если в 2012 г. было изготовлено 12 таких машин, то в 2013‑м – уже 24, а в 2014‑м – 35.

27 января 2017 г. на территории Производственного комплекса №1 Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» в подмосковных Луховицах состоялась масштабная международная презентация новейшего многофункционального истребителя МиГ‑35, создаваемого по тактико-техническому заданию Министерства обороны России и предназначенного для поставок как в отечественные ВВС, так и зарубежным заказчикам. А накануне МиГ‑35 был представлен в режиме видеоконференции Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами страны – Президенту России Владимиру Путину, который одобрил проект и поздравил коллектив РСК «МиГ» и многочисленных предприятий-смежников с началом испытаниq нового истребителя, выразив уверенность, что он займет достойное место в строю ВВС России и других стран. «Это действительно интересная, уникальная машина… Очень рассчитываю на то, что наша армия будет значительно усилена этой машиной – наши Военно-воздушные силы, Воздушно-космические силы. Но этот самолет имеет и хороший экспортный потенциал… Более чем в 30 странах активно эксплуатируется МиГ‑29, и создана хорошая инфраструктура в этих странах для использования этого истребителя, есть подготовленные кадры. Но, разумеется, … все должно быть готово для того, чтобы предложить нашим потенциальным партнерам все необходимые в современном мире услуги по обслуживанию этой техники», – заявил российский Президент.

В конце декабря 2016 г. – начале января 2017 г. ведущие мировые средства массовой информации сообщили о первом боевом походе авианосной группы Военно-морских сил НОАК, ознаменовавшим собой фактически рождение полноценных авианосных сил Поднебесной. После многих десятилетий сбылась мечта «отца» современных ВМС Китая генерал-полковника Лю Хуацина, заявившего в 1987 г.: «Я не смогу спокойно умереть, пока для китайского флота не будет построен авианосец». Чрезвычайно уважаемый в Поднебесной флотоводец командовал ВМС НОАК в 1982–1988 гг., а затем в течение 10 лет занимал влиятельный пост заместителя председателя Центрального военного совета КНР. Скончался он в Пекине 14 января 2011 г., вскоре после того, как китайский флот обзавелся своим первым настоящим авианосцем: на верфи в Даляне в то время завершалась перестройка бывшего советского ТАВКР «Варяг», который получил имя «Ляонин». 10 августа 2011 г. он вышел в море на ходовые испытания, а еще пять с небольшим лет спустя – на первую боевую службу, наделавшую так много шума во всем мире.

Важнейшим событием нынешнего года в гражданском авиастроении России должно стать начало летных испытаний перспективного ближне-среднемагистрального пассажирского самолета МС‑21, создание которого ведет корпорация «Иркут». Торжественная выкатка первого летного образца МС‑21‑300 состоялась в Иркутске 8 июня 2016 г., после чего он поступил на наземные испытания, отработки и доводки установленного на нем оборудования. В декабре прошлого года на самолете были начаты частотные испытания, прохождение которых является обязательным этапом перед первым полетом. Одновременно в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) в подмосковном Жуковском продолжаются статические прочностные и другие виды лабораторных испытаний по программе МС‑21. В августе прошлого года в ЦАГИ для этого был доставлен из Иркутска фюзеляж второго опытного экземпляра МС‑21‑300, а затем из Ульяновска – другие его агрегаты – консоли крыла и хвостовое оперение. К середине декабря планер МС‑21‑300 №0002 был полностью состыкован и готовился к началу прочностных испытаний. К этому времени в ЦАГИ уже был выполнен огромный объем испытаний отдельных агрегатов МС‑21, включая натурные образцы крыла и оперения из композиционных материалов. Все результаты моделирования и натурных испытаний, проводимых корпорацией «Иркут», ЦАГИ и другими предприятиями, должны быть представлены в феврале–марте в Методический совет Летно-исследовательского института им. М.М. Громова, который и примет решение о возможности осуществления первого вылета МС‑21‑300 №0001. Ожидается, что он состоится в Иркутске этой весной.

12 января 2017 г. Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию) торжественно передал заказчику – МЧС России – первый построенный на предприятии серийный самолет-амфибию Бе‑200ЧС (серийный №303). Машина получила бортовой номер RF‑32766 и названа в честь прославленного военного летчика морской авиации Героя Советского Союза Александра Разгонина.

Две ведущие авиастроительные компании мира, американская Boeing и европейская Airbus, в январе, как обычно, обнародовали предварительные результаты своей деятельности в минувшем году. Более подробные годовые отчеты появятся несколько позже, но в целом ситуация уже понятна. Американцы пятый раз подряд обошли европейцев по количеству поставленных авиалайнеров (до 2012 г. в течение 10 лет лидерство здесь принадлежало Airbus), но уже четвертый год уступают им по новым контрактам и портфелю заказов.

Страница 61 из 73