Авиасалон в Чжухае традиционно является местом, где китайская авиационная промышленность демонстрирует свои достижения остальному миру. В этом году одной из главных новинок хозяев выставки стал новейший тяжелый четырехдвигательный самолет-амфибия AG‑600 «Цзяолун» («Водяной дракон»). «Взлёт» уже неоднократно обращался к этому амбициозному проекту Поднебесной, начиная с первой официальной презентации его проекта здесь же, на выставке в Чжухае, шесть лет назад (см. «Взлёт» №12/2010, с. 19). За прошедшие годы китайский «Водяной дракон» наконец «обрел плоть», пройдя путь от моделей и макетов до реального первого опытного экземпляра, который в ближайшее время должен подняться в воздух.
12 ноября 2016 г. в аэропорт Саратова прибыл 83‑местный реактивный региональный авиалайнер Ан‑148‑100В (RA‑61703), который стал первым самолетом этого типа в парке авиакомпании «Саратовские авиалинии». Договор лизинга, заключенный летом текущего года, предполагает субаренду у авиакомпании «Россия» четырех из шести Ан‑148‑100В, поставленных ей в 2009–2010 гг. в финансовый лизинг компанией «Ильюшин Финанс Ко.». Напомним, эксплуатация всех шести Ан‑148 в «России» была остановлена по решению руководства группы «Аэрофлот» в апреле 2015 г., официально причиной тогда называлась оптимизация парка воздушных судов перевозчика (см. «Взлет» №5/2015, с. 48). С тех пор самолеты (все они имели действующие сертификаты летной годности) оставались на хранении в аэропорту Пулково, а собственник (ИФК) вел для них поиски потенциальных новых эксплуатантов.
Несмотря на то, что торжественная церемония выкатки со сборки первого летного экземпляра перспективного китайского среднемагистрального пассажирского лайнера С919 состоялась ровно за год до начала нынешней выставки в Чжухае, 2 ноября 2015 г., летные испытания его еще не начались. Поэтому присутствовать на Airshow China 2016 самолет не мог, и производителю – Китайской корпорации коммерческого самолетостроения COMAC – пришлось ограничиться демонстрацией уже известных моделей и рекламных материалов. Тем не менее, авиасалон стал традиционной площадкой для подписания новых контрактов и соглашений на поставку С919, в результате чего суммарный портфель заказов и опционов на него, по официальной информации COMAC, достиг уже 570 самолетов. Кроме того, в Чжухае было объявлено, что стартовым эксплуатантом С919 станет одна из крупнейших китайских авиакомпаний – шанхайская China Eastern Airlines.
Еще одним дебютантом Airshow China 2016 стал новый китайский авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения KJ-500, созданный на базе турбовинтового транспортного самолета Y-9 (китайский потомок нашего Ан-12). Его главным отличием от другого подобного комплекса – KJ-200, публично дебютировавшего в Чжухае четыре года назад, является размещение антенн радиотехнического комплекса в неподвижном грибовидном обтекателе – по типу более крупного KJ-2000 (на базе Ил-76), публичная премьера которого здесь состоялась на прошлой выставке (см. «Взлёт» №12/2014, с. 23). В этом обтекателе находятся три фазированные антенные решетки, образующие треугольник для обеспечения радиолокационному комплексу кругового обзора. Кроме того, по всему планеру KJ-500 «рассыпано» множество других антенн станций радиотехнической и радиоэлектронной разведки, радиоэлектронного противодействия и т.п.
Новый китайский тяжелый военно-транспортный самолет Y-20, выпускаемый Сианьской авиастроительной корпорацией XAC, участвовал в чжухайском авиасалоне уже во второй раз. Напомним, впервые в воздух его прототип поднялся 26 января 2013 г. (см. «Взлёт» №7/2013, с. 28–37). В конце того же года взлетела еще одна машина, а в ноябре 2014 г. опытный Y-20 впервые был продемонстрирован публично, приняв участие в летной программе Airshow China 2014.
Первый китайский реактивный региональный самолет ARJ21‑700, разработка которого ведется уже полтора десятилетия, в последние годы является постоянным участником авиасалонов в Чжухае. Но впервые в этом году он выступал здесь в новом качестве – уже сертифицированного гражданского воздушного судна, приступившего к регулярным коммерческим пассажирским перевозкам.
Одним из самых интригующих участников Airshow China 2016 оказался дальний самолет-ракетоносец ВВС НОАК, носящий название H-6K. При беглом взгляде в нем сразу узнается легендарный советский бомбардировщик Ту-16, который в следующем году будет отмечать 65-летие своего первого полета. В то время, как в нашей стране выпуск Ту-16 завершился уже более полувека назад, в 1963 г., а в начале 1990‑х была прекращена и летная эксплуатация последних остающихся машин, в КНР местные «потомки» нашего бомбардировщика продолжают составлять основу стратегической авиации и, судя по всему, их серийный выпуск продолжается и поныне.
Наиболее ожидаемым событием нынешнего авиасалона в Чжухае обещал стать заранее анонсированный первый публичный показ новейших китайских истребителей пятого поколения J‑20. Так оно и вышло, правда, «праздник» оказался весьма скоротечным. 1 ноября, в ходе церемонии открытия Airshow China 2016, пара самолетов J‑20 в окраске ВВС НОАК выполнила продолжавшийся всего чуть более минуты летный показ над чжухайским аэродромом, включавший совместный проход над ВПП, роспуск и несколько виражей одного из истребителей. После этого оба самолета вернулись на аэродром Фошань в 120 км к северу от Чжухая, куда они были перебазированы незадолго до начала выставки, и больше на ней не появлялись.
Прошедший в период с 1 по 6 ноября 2016 г. в Чжухае на юго-востоке КНР очередной международный авиасалон Airshow China по традиции привлек большое число российских участников. В летной программе выставки нашу страну представляли авиационные группы высшего пилотажа «Русские Витязи» и «Стрижи», в статической экспозиции можно было познакомиться с серийным пассажирским самолетом Sukhoi Superjet 100, представленным авиакомпанией «Ямал».
8 ноября 2016 г. в аэропорт Астаны прибыл новейший узкофюзеляжный авиалайнер A320neo, приобретенный казахстанской авиакомпанией Air Astana – первым эксплуатантом новинки Airbus в СНГ. Соглашение об операционном лизинге 11 самолетов A320neo с поставкой в период с 2016 по 2019 гг. было подписано между Air Astana и Air Lease Corp. на авиасалоне Ле Бурже в июне 2015 г.