20 декабря 2016 г. в Харбине поднялся в первый полет опытный образец среднего многоцелевого вертолета АС352, представляющего собой китайскую версию западноевропейского Airbus Helicopters Н175 (ранее был известен как Eurocopter ЕС175). Создание вертолета, первоначально названного в Китае Z‑15, велось в рамках соглашения, заключенного в декабре 2005 г. между компанией Eurocopter (ныне Airbus Helicopters) и Харбинской авиастроительной группой HAIG (Harbin Aircraft Industry (Group) Co.) китайской корпорации AVIC. Соглашение предусматривало выпуск обеими сторонами в общей сложности до 1000 вертолетов ЕС175 и Z‑15. При этом компания HAIG была определена поставщиком фюзеляжей для вертолетов французского производства.
20 декабря 2016 г. в Киеве на ГП «Антонов» завершилась сборка и состоялась торжественная церемония выкатки самолета-демонстратора Ан‑132Д. Он построен в рамках программы Ан‑132, реализуемой ГП «Антонов» по контракту с заказчиком из Саудовской Аравии как глубокая модернизация легкого транспортного Ан‑32. Такие самолеты серийно строились в Киеве с 1983 г., было изготовлено 385 экземпляров, главным образом, для поставки в страны Азии и Африки; заключительные шесть серийных Ан‑32Б были изготовлены и поставлены в Ирак в 2011–2012 гг.
18 ноября 2016 г. успешно завершилась шестая китайская пилотируемая космическая миссия, в ходе которой два тайкунавта (так обычно принято именовать космонавтов КНР – от китайского «тайкун» – «космос») проработали на орбите чуть более месяца, в т.ч. 30 суток – на борту новой обитаемой станции «Тяньгун‑2», запущенной 15 сентября этого года. 3 ноября впервые стартовала новейшая китайская ракета-носитель тяжелого класса CZ‑5, предназначенная для вывода полезных нагрузок массой до 25 тонн. А четырьмя месяцами раньше, 25 июня, состоялся первый запуск нового носителя среднего класса CZ‑7 (грузоподъемность до 13,5 тонн). Все эти события недавнего времени отчетливо демонстрируют, что Китайская Народная Республика, будучи самым населенным государством (1,38 млрд чел.) и первой по величине экономикой мира, упрочивает свои позиции в качестве одной из ведущих космических держав. Достаточно сказать, что по итогам 2016 г., как ожидается, Китай впервые обойдет по числу космических запусков нашу страну, сохранявшую лидерство по этому показателю много лет подряд.
В мире существует немало пилотажных групп, но, пожалуй, единственной в своем роде является авиационная группа высшего пилотажа ВВС России «Русские Витязи». Ее уникальность заключается в том, что только она выступает с групповым высшим пилотажем на истребителях «тяжелого» класса, какими являются самолеты семейства Су‑27. Нынешней весной «Русские Витязи» отметили свое 25‑летие. В год четвертьвекового юбилея начинается новая глава истории легендарной группы: до сих пор летавшие на Су‑27 и Су‑27УБ, этой осенью «Витязи» приступили к перевооружению на новейшие сверхманевренные истребители Су‑30СМ. Первые четыре таких самолета летчики прославленной группы перегнали с Иркутского авиационного завода корпорации «Иркут» на свой базовый аэродром – в подмосковную Кубинку – 14 октября 2016 г. Полтора месяца спустя, 30 ноября, дальний перелет из Иркутска выполнила вторая четверка Су‑30СМ. Так что уже совсем скоро мы сможем увидеть незабываемый групповой пилотаж «Витязей» на новой авиационной технике, уникальные возможности которой позволят привнести в него новые элементы и фигуры.
На протяжении десятилетия авиакомпания «ВИМ-авиа» придерживалась довольно консервативной политики, эксплуатируя парк самолетов одного типа – 220‑местные Boeing 757‑200, использовавшиеся ею как для регулярных, так и чартерных перевозок. «Разбавить» однотипный флот из 16 «боингов» авиалайнерами другого типа – четырьмя 150‑местными Airbus A319 – компания решилась только в 2014 г. А нынешней весной начался новый этап развития «ВИМ-авиа»: на ее маршруты вышли первые для компании широкофюзеляжные самолеты – сначала Boeing 777‑200 на 282 пассажира, а затем и Boeing 767‑300. К концу лета в парке перевозчика появился еще один типа самолета – 132‑местный Boeing 737‑500. Было объявлено, что ожидается и широкофюзеляжный Airbus A330. В результате, имевшая в начале года десять воздушных судов двух типов компания заканчивает его уже с 18 самолетами пяти разных моделей и заметно возросшими показателями производственной деятельности, увеличив объемы пассажирских перевозок почти на треть, а пассажирооборот – более чем в полтора раза. По итогам десяти месяцев 2016 г. «ВИМ-авиа» вошла в десятку ведущих авиакомпаний России, заняв в ней 9‑е место (в 2015 г. ей принадлежала только 12‑я позиция).
Современные полнопилотажные тренажеры высшего уровня сложности (FFS уровня D) сегодня являются наиболее эффективным средством подготовки и тренировок летных экипажей гражданских самолетов, позволяя производить отработку всех элементов пилотирования и навигации и действий в случае возможных отказов и аварийных ситуаций, при этом полностью имитируя восприятие пилотами как самолета и его систем, так и синтезируемой специальными средствами визуализации закабинной обстановки. С технической точки зрения такие тренажеры являются чрезвычайно сложными изделиями, поэтому в мире существует совсем немного компаний, которым по плечу создание подобных систем. Одной из них является российская Группа «Кронштадт», которая широко известна своими тренажерами отечественных вертолетов и самолетов, а не так давно спроектировала и изготовила первые полнопилотажные тренажеры класса D для экипажей Boeing 737NG и Airbus A320. Они уже поставлены в эксплуатацию и сегодня используются в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации (СПбГУ ГА). О современной ситуации на мировом рынке тренажеров для экипажей гражданских воздушных судов и перспективах на нем для нашей страны «Взлёт» попросил рассказать заместителя генерального директора Группы «Кронштадт» по авиационному направлению Андрея Степанова.
В ноябре 2016 г. в Центре подготовки авиационного персонала авиакомпании «Аэрофлот» журналистам впервые был представлен новейший полнофункциональный пилотажный тренажер экипажа перспективного ближне-среднемагистрального пассажирского самолета МС‑21. Новый авиалайнер еще не успел ни разу подняться в воздух, но «слетать» на нем уже можно – пока только в ЦПАП «Аэрофлота» и виртуально, но ощущения от этого полета будут максимально приближены к реальным. Дело в том, что полнопилотажный тренажер МС‑21, созданный отечественной Научно-производственной фирмой «Системы комплексных тренажеров» в сотрудничестве с разработчиком и изготовителем самолета – корпорацией «Иркут», принадлежит к высшему классу сложности – FSS Level D по европейской и американской классификации – и ничем не уступает лучшим западным образцам. Тренажеров такого уровня еще десять с небольшим лет назад в нашей стране не было вовсе. Потом начались первые поставки с Запада. Сейчас подобных тренажеров в российской гражданской авиации чуть более четверти сотни, причем почти половина из них поставлена отечественными производителями. Попробуем разобраться с ситуацией на российском рынке гражданских самолетных полнопилотажных тренажеров.
1 декабря 2016 г. при запуске к Международной космической станции из-за аварии на участке работы третьей ступени ракеты-носителя был потерян автоматический транспортный грузовой корабль «Прогресс МС‑04». На его борту находились 2442 кг груза, в т.ч. топливо (710 кг), вода (420 кг), газообразный кислород и воздух (52 кг), а также аппаратура и оборудование – оранжерея «Лада‑2», первый экземпляр скафандра нового поколения «Орлан-МКС» для работы в открытом космосе, система регенерации воды «СРВ-У-РС», экспериментальная установка «Пробиовит» для приготовления кисломолочных продуктов и др. Корабль вез на станцию новогодние подарки для экипажа, продукты, одежду, медикаменты и средства личной гигиены. Все это (к сожалению, уже только без подарков от родных) экипаж получит теперь позднее, когда к станции стартует новый «грузовик». Попробуем разобраться, что же стало возможной причиной декабрьской неудачи?
В то время, как в Воронеже полным ходом шла сборка планера первого Ил‑112В, в Киеве, на ГП «Антонов», завершали постройку самолета-демонстратора Ан‑132Д, выкатка которого намечена на декабрь этого года. Машина создается в рамках совместной с саудовской компанией Taqnia Aeronautics программы Ан‑132 как глубокая модернизация легкого транспортного Ан‑32, серийно выпускавшегося в Киеве с 1983 г. (построено 385 экземпляров, заключительные шесть Ан‑32Б были изготовлены и поставлены в Ирак в 2011–2012 гг.).
Во второй половине ноября 2016 г. Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ПАО «ВАСО») завершило стыковку фюзеляжа первого летного образца перспективного легкого военно-транспортного самолета Ил‑112В, разрабатываемого Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина (оба предприятия входят в Объединенную авиастроительную корпорацию). Сборку планера машины, включая стыковку фюзеляжа с крылом и установку оперения, планируется закончить в начале следующего года, а комплектацию ее бортовыми системами и оборудованием – к лету. Как известно, первый Ил‑112В должен быть передан на летные испытания до конца июня 2017 г., и «Ильюшин» с ВАСО работают в полную силу, чтобы выдержать этот жесткий срок.