6 сентября 2018 г. Федеральное агентство воздушного транспорта России (Росавиация) выдало сертификат типа на специализированный сельскохозяйственный самолет Т-500 (МВ-500). Он стал первым в истории современной России сертифицированным летательным аппаратом для выполнения авиахимических работ, что открывает ему дорогу в серийное производство и применение авиакомпаниями в интересах сельского хозяйства. Самолет разработан казанской фирмой «МВЕН», а программа его сертификации, запуск массового серийного выпуска и начало поставок стали возможными благодаря подключению к проекту Обнинского НПП «Технология» им. А.Г. Ромашина холдинга «РТ-Химкомпозит» госкорпорации «Ростех». В ходе прошедшего в сентябре этого года в Геленджике «Гидроавиасалона-2018», на котором демонстрировался опытный экземпляр Т-500 и его поплавковая версия Т-500А, было заключено соглашение о поставке первых десяти серийных самолетов уфимской авиакомпании «РусАвиа», которая планирует использовать их на авиаработах в сельском хозяйстве Татарстана и Башкортостана.

К разработке собственных проектов специализированных сельскохозяйственных самолетов, которые могли бы эффективно заменить повсеместно использовавшиеся в СССР на авиахимических работах знаменитые бипланы Ан-2, вскоре после распада Советского Союза приступило сразу несколько «маститых» отечественных конструкторских бюро. В рамках популярной в те годы идеи диверсификации военного производства с начала 1990-х гг. такими машинами занимались в АНТК им. А.Н. Туполева, на ЭМЗ им. В.М. Мясищева и даже в «ОКБ Сухого». Из них до этапа постройки опытных образов и проведения летных испытаний смогли довести свой проект Су-38Л только на «Сухом». Работы же туполевцев и мясищевцев ограничились лишь стадией проектирования и изготовления полноразмерных макетов агросамолетов Ту-24СХ, Ту-54 и М-500, которые можно было видеть на авиасалонах МАКС в середине 90-х. Несмотря на то, что создание подобной техники предусматривалось перспективными программами развития авиапромышленности и гражданской авиации России, необходимого государственного финансирования на них в те годы практически не выделялось, а собственных средств разработчиков на дорогостоящую процедуру сертификации явно было недостаточно.

7 сентября 2018 г., в ходе «Гидроавиасалона‑2018» в Геленджике, Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева передал Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий очередной серийный самолет-амфибию Бе‑200ЧС (серийный №307). Это пятая построенная в Таганроге машина в рамках государственного контракта от 25 мая 2011 г. на шесть новых Бе‑200ЧС и, в целом, 11‑й самолет этого типа, поступивший в МЧС России. Первые три Бе‑200ЧС таганрогского производства (№303, 304 и 305) были поставлены российским спасателям в течение 2017 г., четвертый (№306) – в конце марта этого года. Шестая амфибия по действующему контракту (№308) в ноябре находилась на окончательной сборке, ее поставка в МЧС должна состояться до конца этого года. 

В течение шести дней в конце нынешнего лета – с 24 по 29 августа 2018 г. – на базе межвидового полигона войск Центрального военного округа неподалёку от г. Чебаркуль Челябинской области прошли очередные антитеррористические учения вооружённых сил стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) «Мирная миссия». Подобные манёвры традиционно проводятся на территориях стран ШОС. Они направлены прежде всего на методическую и практическую отработку совместных действий по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований и локализации террористических угроз, закрепление уже имеющегося опыта противодействия международному терроризму и новых навыков под руководством объединённого органа военного управления. Также целями данных учений являются повышение профессиональной и специальной выучки военнослужащих, укрепление военно-технического сотрудничества, улучшение добрососедских отношений, упрочение взаимного доверия, а также демонстрация союзной военной мощи и решимости применить её для восстановления стабильности и безопасности в регионе, если не останется никаких дипломатических альтернатив для мирного разрешения назревающего конфликта.

Одной из главных новинок прошедшего в начале сентября этого года в Геленджике «Гидроавиасалона‑2018» стал демонстрировавшийся Уральским заводом гражданской авиации на стоянке гидробазы поплавковый вариант легкого многоцелевого турбовинтового самолета Л‑410УВП-Е20. Как известно, УЗГА в настоящее время осуществляет программу локализации серийного выпуска самолетов этого типа на территории России, и одним из направлений «русификации» популярной чешской машины, помимо, собственно освоения ее сборки на заводе в Екатеринбурге, является разработка новых вариантов шасси – лыжного, поплавкового и повышенной проходимости (с колесами большего диаметра).

«Взлёт» уже не раз обращался к теме текущего состояния и перспектив развития отечественного и мирового гидросамолетостроения (см. «Взлёт» №9/2010, №9/2014, №9/2016). Традиционно эти обзоры приурочены к проходящим в сентябре по четным годам в Геленджике международной выставке и научной конференции по гидроавиации. В этом году «Гидроавиасалон» состоится уже в двенадцатый раз. В преддверии его попытаемся оценить положение дел в российской и мировой гидроавиации.

Недавно наш журнал рассказал о проектах перспективных истребителей, разрабатываемых в настоящее время в ряде стран Азии – Южной Корее, Турции, Японии и Индии (см. «Взлёт» №7–8/2018). Подобные работы сейчас разворачиваются и в Европе, причем создаваемую боевую машину, а точнее «перспективную авиационную боевую систему» – Future Combat Air System, или сокращенно FCAS, порой относят уже даже не к пятому, а к шестому поколению. Свои усилия по проекту FCAS нынешней весной решили объединить Германия и Франция. А в июле этого года на авиасалоне Фарнборо свое видение концепции истребителя будущего впервые представила и Великобритания, показавшая полноразмерный макет перспективного самолета Tempest. Каким же может стать европейский истребитель следующего поколения, который спустя полтора–два десятилетия призван прийти на смену нынешним «Торнадо», «Тайфуну» и «Рафалю» («шквал» по-французски)?

№9-10/2018 (155-156) сентябрь-октябрь

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

• В воздухе – очередной серийный Бе-200ЧС

• На испытаниях в Подмосковье – уже два МС-21-300

• Поступил на испытания первый Ту-22М3М

• «Ночной охотник» получает новое вооружение

• Ми-26Т2В дебютировал на «Армии-2018»

Винтокрылые над морем. К 70-летию ОКБ Н.И. Камова

Аэросила: капитализация интеллектуального потенциала. Интервью генерального директора НПП «Аэросила» Сергея Сухоросова

ГИДРОАВИАСАЛОН-2018

«Водоплавающие» – 2018. Тенденции и перспективы мирового рынка гидроавиации

ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ

Небо Главного военно-морского парада. Репортаж из С.-Петербурга

МиГ-31 на защите казахстанского неба

Евроистребитель будущего. Работы по самолету следующего поколения в странах Европы

FARNBOROUGH 2018

• CSeries стал Airbus A220

• Европейский дебют MRJ

• А380 выходит на вторичный рынок

Новые лица L-39

• «Хюрджет» из Турции

25 августа 2018 г. с заводского аэродрома ТАНТК им. Г.М. Бериева (входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации) поднялся в первый полет очередной серийный самолет-амфибия Бе-200ЧС (серийный №307). Это уже пятая машина, построенная в рамках государственного контракта от 25 мая 2011 г. на шесть новых Бе-200ЧС для Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Первые три самолета по данном контракту были изготовлены на ТАНТК им. Г.М. Бериева и сданы заказчику в течение 2017 г., четвертый поступил в распоряжение МЧС России нынешней весной. Планируется, что после прохождения программы предъявительских и приемо-сдаточных испытаний Бе-200ЧС №307, уже прошедший окраску и получивший бортовой номер RF-32768, будет передан заказчику для эксплуатации в Авиационно-спасательном центре Южного регионального центра МЧС России с базированием в Ростове-на-Дону.

№7-8/2018 (163-164) июль-август

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

• Российско-китайский CR929: утвержден общий вид самолета

• В Воронеже началось изготовление первого Ил-96-400М

• «Байкал» – новое имя ТВС-2ДТС

• Очередные испытания усовершенствованного «Брамоса»

«Аэроприбор-Восход» – для военной авиации

ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ

Полтысячи новых боевых:
российское военное самолетостроение сегодня

Поставки западных истребителей в 2017 году

Авиационный комплекс пятого поколения

Пятое поколение по...
Программы перспективных истребителей стран Азии

Морской ас – 2018 
в Ейске определили лучшие экипажи Морской авиации

HELIRUSSIA 2018

• Премьера легкого многоцелевого вертолета VRT500

• «Ансат» модернизируется

• Поставлен первый серийный Ми-171А2

• Беспилотная грузовая платформа SKYF

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ

• «ИрАэро» приступила к полетам на Boeing 777

• Azur Air расширяет флот

• iFly переходит на A319

• Долгожданное обновление «Нордавиа»

КОСМОНАВТИКА

SLS: «Сенатская» пусковая система для дальнего космоса

КОНЦЕВАЯ ПОЛОСА

«Гидроавиасалон» получит новый импульс

Страница 36 из 73