В марте 2018 г. Международная авиационная федерация FAI официально зарегистрировала серию мировых авиационных рекордов, установленных летчиками-испытателями ОКБ им. А.С. Яковлева (входит в корпорацию «Иркут») на учебно-боевом самолете Як-130.
Ведущий отечественный разработчик бортовых радиолокационных станций с фазированными антенными решетками – входящий в Концерн ВКО «Алмаз – Антей» Научно-исследовательский институт им. В.В. Тихомирова – продолжает наращивать объемы работ по БРЛС для боевой авиации. Радарами разработки НИИП сегодня оснащено около 75% всех истребителей, поступивших с начала нынешнего десятилетия в Вооруженные Силы России, и свыше 70% отечественных истребителей, поставленных в этот период на экспорт (включая строящиеся по российской лицензии в Индии самолеты Су‑30МКИ).
В марте 2018 г. после проведения цикла приемо-сдаточных испытаний Министерству обороны России передан первый модернизированный транспортный самолет Ил‑76МД-М.
6 февраля 2018 г. в 15.45 по местному времени окрестности площадки LC‑39A стартового комплекса Космического центра им. Кеннеди во Флориде – того самого, с которой в июле 1969 г. первые земляне отправились на Луну, – содрогнулись от грохота: 27 мощных двигателей, развивая суммарную тягу свыше 2300 тс, подняли из клубов дыма новую ракету Илона Маска – Falcon Heavy. Благодаря организованной онлайн-трансляции в интернете за стартом, а затем за уникальной синхронной посадкой на землю возвращаемых многоразовых боковых блоков первой ступени ракеты наблюдали миллионы людей по всему миру. Маск в очередной раз подтвердил, что частной американской компании под силу решение сложнейших технических задач, и сделал очередной важный шаг к еще более амбициозным целям, среди которых возобновление в США пилотируемых космических полетов, а в перспективе – и первые миссии к Луне и Марсу с человеком на борту. Для реализации этих проектов нужен новый тяжелый носитель – и вот теперь он у него есть. Этого момента основатель и главный конструктор компании SpaceX ждал долгих 14 лет…
Российское авиастроение: события 2017 года
• Самолет-заправщик Ил-78М-90А поступил на испытания
• Начаты летные испытания нового двигателя для Су-57
• А-100: новый «летающий радар» вышел на испытания
• SSJ100 получил «сабельные» законцовки крыла
• Начинается разработка двигателя ПД-35
Рецессия позади?
Российское гражданское самолетостроение в 2017 году
Tу-160 возвращается
В Казани восстанавливается серийный выпуск флагманов дальней авиации
AG-600: китайский «Водяной дракон» расправляет крылья
Российский воздушный транспорт: события 2017 года
Аэропорты России: новые стройки и новые рекорды
Сверхзвуковой бум
Boom, Aerion, Spike и другие
Stratolaunch рвется в небо
Начались испытания самого большого самолета в мире
Прошедший 2017 г. стал этапным для отечественной гражданской авиации: впервые за всю современную историю России наши авиакомпании перешагнули рубеж в 100 млн обслуженных пассажиров (по данным Росавиации, было перевезено более 105 млн чел.). Разумеется, рост авиаперевозок отразился и на аэропортовой отрасли, статистика которой дополняется пассажирами иностранных авиакомпаний. По итогам минувшего года 19 из 20 наиболее крупных аэропортов страны показали рост пассажиропотока, многие из них побили собственные рекорды прошлых лет, а шесть хабов-миллионников перешагнули планку в 2 млн пасс.
12‑й традиционный ежегодный обзор «Взлёта» об итогах работы российской авиапромышленности в части производства и поставок пассажирских и транспортных самолетов опять сменил название. Напомним, первый такой обзор вышел в нашем журнале в начале 2007 г. и назывался «В преддверии подъема»: за несколько месяцев до этого была создана Объединенная авиастроительная корпорация, определившая одной из своих главных целей кардинальный рост выпуска гражданских авиалайнеров. Но добиться ощутимого увеличения объемов производства и поставок удалось не сразу – на протяжении первых пяти лет они не превышали 10–15 лайнеров в год, а первые признаки подъема стали намечаться только в начале нынешнего десятилетия. Лишь в 2012 г. удалось преодолеть рубеж в два десятка построенных пассажирских и транспортных машин, по итогам 2013 г. из сборочных цехов российских авиазаводов вышло уже 36 новых лайнеров, а в 2014‑м – 44 (передано в эксплуатацию 38). Рывок 2013–2014 гг. был обеспечен, главным образом, интенсификацией серийного выпуска региональных самолетов Sukhoi Superjet 100: если в 2012 г. было изготовлено 12 таких машин, то в 2013‑м – уже 24, а в 2014‑м – 35.
В конце января 2018 г. одной из наиболее жарко обсуждаемых авиационных тем в российских СМИ и блогосфере стал вопрос о возможности и целесообразности создания нового отечественного сверхзвукового пассажирского самолета. Поводом для этого послужило посещение Президентом России Владимиром Путиным Казанского авиационного завода компании «Туполев», где ему был представлен недавно построенный здесь новый сверхзвуковой ракетоносец Ту‑160 (см. отдельный материал в этом номере). На встрече с работниками предприятия Президент призвал помимо развития военной авиации подумать и над вопросом создания сверхзвуковых пассажирских лайнеров, что было некорректно интерпретировано некоторыми корреспондентами как предложение разработать пассажирский вариант Ту‑160.
21 декабря 2017 г. на аэродроме в подмосковном Жуковском состоялся первый полет самолета SSJ100 №95032, дооснащенного горизонтальными саблевидными законцовками крыла (saberlets), предназначенными для улучшения взлетно-посадочных характеристик и топливной экономичности. Как известно, до сих пор ни один Sukhoi Superjet 100 винглетов не имел. Для летных испытаний законцовок крыла был выбран первый экземпляр SSJ100‑95LR – самолет №95032 (бортовой №97006), впервые взлетевший в Комсомольске-на-Амуре 12 февраля 2013 г. и участвовавший в программе сертификации модификации лайнера с увеличенной дальностью полета (LR). С момента постройки он остается в парке опытных «суперджетов» компании «Гражданские самолеты Сухого» и используется по разным программам испытаний.