• Вертолеты «Камов» над морем
• Гидросамолетостроение-2018
• Евроистребитель будущего
• МиГ-31 в Казахстане
• Премьеры Farnborough 2018
23 ноября 2018 г. на Казанском вертолетном заводе холдинга «Вертолеты России» состоялся первый полет вертолета Ми‑38Т, построенного по заказу Министерства обороны России. Первые испытания машины на режиме висения были выполнены 3 ноября. Пилотировал Ми‑38Т, получивший бортовой №38015, экипаж летчиков-испытателей Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля.
В подмосковном Жуковском продолжаются сертификационные испытания создаваемого корпорацией «Иркут» перспективного ближне-среднемагистрального пассажирского самолета нового поколения МС‑21‑300. Нынешней осенью в них участвовало уже два летных образца авиалайнера. Напомним, первый из них (№21001, бортовой №73051) поднялся в воздух в Иркутске 28 мая 2017 г. и был перебазирован для продолжения испытаний в Жуковский, где располагается новый Летно-испытательный и доводочный комплекс ОКБ им. А.С. Яковлева (является подразделением корпорации «Иркут») в октябре прошлого года. Второй (№21003, бортовой №73053) взлетел в Иркутске 12 мая 2018 г. и перелетел в Подмосковье 20 июля.
13 октября 2018 г. в новосибирский аэропорт Толмачево с заводского аэродрома в Сиэттле с промежуточной посадкой в Магадане прибыл несущий ливрею S7 Airlines новый Boeing 737‑8 с регистрационным номером VQ-BGW, который стал первым самолетом модели 737МАХ в парке авиакомпании «Глобус» (входит в группу S7 Airlines) и в гражданской авиации России в целом. Уже через четыре дня, 17 октября, он выполнил первый регулярный рейс в московское Домодедово. Эта машина с серийным №7166/43302 впервые поднялась в воздух после сборки на предприятии компании Boeing в Рентоне 26 сентября 2018 г.
Грузовая авиакомпания «Авиастар-ТУ», до недавнего времени эксплуатировавшая исключительно отечественные самолеты семейства Ту‑204, нынешней осенью приступила к полетам на конвертированном в «грузовик» Boeing 757‑200 с регистрационным номером VQ-BKK. Росавиация выдала разрешение на включение его в сертификат эксплуатанта «Авиастар-ТУ» 17 августа 2018 г., а сам самолет прибыл в Россию несколькими днями раньше. Эта машина (ее серийный №562/25731) была выпущена в 1993 г. в пассажирской модификации 757‑223 с двигателями Rolls Royce RB211‑535E4B и в течение 23 лет, до августа 2016 г., эксплуатировалась авиакомпанией American Airlines. В декабре прошлого года она прибыла в Феникс, штат Аризона, где прошла конвертацию в грузовую версию, и 12–13 августа 2018 г. перелетела в московское Шереметьево. Основным аэропортом ее базирования стало Внуково, откуда первый «боинг» компании нынешней осенью совершал грузовые рейсы по маршрутам Москва – Норильск – Хабаровск – Гонконг – Новосибирск – Москва, его можно было также видеть в Екатеринбурге, Красноярске, Магадане, Якутске, Улан-Удэ, Петропавловске-Камчатском, китайском Харбине и т.д.
Авиасалон Airshow China 2018, проходивший в Чжухае (провинция Гуандун на юго-востоке КНР) с 6 по 11 ноября этого года стал первой точкой беспрецедентного демонстрационного турне новых российских вертолетов «Ансат» и Ми-171А2 по ряду стран Юго-Восточной Азии. Эти две машины оказались единственными натурными образцами авиационной техники, представлявшими нашу страну на выставке. Они прибыли в Чжухай еще в конце октября, а в дни работы авиасалона демонстрировались как на статической стоянке, так и в его летной программе.
8 сентября 2018 г. в рамках «Гидроавиасалона‑2018» состоялось торжественное подписание масштабного контракта на поставку создаваемой корпорацией «Ростех» Национальной службе санитарной авиации (НССА) 104 новых вертолетов «Ансат» и 46 вертолетов Ми‑8АМТ в медицинском оснащении. НССА должна стать единым оператором услуг санитарной авиации в российских регионах. Вертолеты будут передаваться ей в 15‑летний лизинг входящей в состав «Ростеха» лизинговой компанией «Авиакапитал-Сервис».
Неожиданным «гостем» аэропорта Геленджика в начале сентября этого года стал новый самолет Ту‑204‑100В с бортовым №64053, несущий на своих бортах крупные логотипы Объединенной авиастроительной корпорации. На нем на проходивший в это время «Гидроавиасалон‑2018» прибыла делегация ОАК. Эта машина стала одним из последних серийных Ту‑204, построенных ульяновским АО «Авиастар-СП»: впервые в воздух она поднялась в июне 2016 г., но по ряду причин еще два года оставалась на заводском аэродроме.
В сентябре 2018 г. «Гражданские самолеты Сухого» и компания «ВЭБ-лизинг» поставили авиакомпании «Аэрофлот» заключительный 20‑й самолет Superjet 100 в рамках контракта, подписанного в июле прошлого года. Теперь у российского национального перевозчика имеется уже 50 самолетов этого типа.
Китайская беспилотная авиационная техника занимает всё большее место в экспозиции авиасалонов в Чжухае. Но если раньше она представлялась в основном в виде небольших масштабных моделей, то в последнее время участниками выставки становятся уже полноразмерные макеты и натурные образцы беспилотных аппаратов, что свидетельствует о серьезном прогрессе в этой области в КНР. На предыдущем салоне два года назад состоялась презентация «серьезных» (взлетной массой 1200–1500 кг и 3000–4200 кг) средневысотных БЛА большой продолжительности полета Wing Loong I и II, CH-4 и CH-5 – аналогов американских MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper, а также реактивного Cloud Shadow, разработанных корпорациями AVIC и CASC (см. «Взлёт» №11–12/2016, с. 54–59). В этот раз к ним добавились еще более амбициозные разработки, включая тяжелые малозаметные реактивные БЛА, выполненные по схеме «летающее крыло» – в стиле американских RQ-170 и X-47B, западноевропейских nEUROn и Taranis. На Airshow China 2018 количество демонстрируемых беспилотных аппаратов различных типов шел уже на десятки, причем часть из них сейчас не только проходит испытания, но и состоит на вооружении НОАК и даже поставляется на экспорт. Попробуем разобраться в новых крупноразмерных БЛА, впервые показанных нынешней осенью в Чжухае.
20 сентября 2018 г. авиакомпания Red Wings провела презентацию своего нового фирменного стиля, предусматривающего изменение начертания логотипа и схемы окраски получаемых самолетов при общем сохранении ее цветовой гаммы.
11 октября 2018 г. во время запуска транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-10» к Международной космической станции на этапе выведения, через две минуты после старта, произошла авария ракеты-носителя «Союз-ФГ». Штатно сработавшая система аварийного спасения сохранила экипажу жизнь: командир корабля Алексей Овчинин и бортинженер Тайлер Хейг благополучно приземлились на территории Казахстана и, по словам главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина, уже в следующем году смогут вновь отправиться на орбиту. Тем не менее, октябрьская авария заставила внести коррективы в программу предстоящих запусков и работу экипажа МКС. Что же произошло со знаменитым «Союзом», славящимся своей высочайшей надежностью?
20 ноября 2018 г. Международная космическая станция (МКС) отметила свое 20-летие. Ровно два десятилетия назад на орбиту был запущен российский функционально-грузовой блок «Заря», с которого началось строительство МКС – крупнейшей в истории мировой пилотируемой космонавтики программы, в основу которой были положены два нереализованных проекта: российский «Мир-2» и американский Freedom. Огромное 420-тонное сооружение на орбите вот уже 18 лет эксплуатируется исключительно в пилотируемом режиме, однако будущее станции пока остается под вопросом: по состоянию на сегодня, ее работа может завершиться уже через шесть лет, но как в России, так и в США сейчас рассматривают различные варианты сохранения МКС и после 2024 г.
Дебютантом Airshow China 2018 стал сверхзвуковой учебно-боевой и легкий боевой самолет FTC-2000G компании Guizhou – его первый полет состоялся 20 сентября 2018 г. Он создан на базе учебно-боевого FTC-2000 и отличается от него увеличенной с 9800 до 11 000 кг максимальной взлетной массой и расширенной номенклатурой вооружения (в т.ч. управляемого), размещаемого на семи (вместо пяти) точках подвески. FTC-2000, в свою очередь, является экспортным вариантом проходившего с 2003 г. испытания учебно-тренировочного самолета JL-9 – дальнейшего развития выпускавшегося тем же предприятием учебно-тренировочного истребителя JJ-7 (в экспортном варианте – FT-7), китайского аналога советского МиГ-21У. Соответственно FTC-2000 предлагается тем же странам, которые раньше импортировали FT-7. Но пока известно только об одном контракте на них – от Судана, получившего первую партию из шести заказанных FTC-2000S в ноябре 2017 г. В то же время базовая версия JL-9 еще с 2007 г. довольно активно поставлялась в ВВС НОАК, а затем и в китайскую морскую авиацию.
Наиболее эффектный пилотажный комплекс в программе полетов нынешней выставки в Чжухае демонстрировал опытный истребитель J-10B с бортовым №1034. Причина здесь проста: этот самолет является летающей лабораторией для испытаний первого в Китае двигателя с управляемым вектором тяги. Благодаря ему J-10B выполнял в чжухайском небе такие трюки, которые обычно под силу только российским истребителям Су-35 и Су-30МКИ.
Китайский 90-местный реактивный региональный самолет ARJ21-700 стал уже традиционным участником авиасалонов в Чжухае. Два года назад он впервые выступил здесь в новом качестве – уже сертифицированного гражданского воздушного судна, приступившего к регулярным коммерческим пассажирским перевозкам: на выставке показывался первый самолет, переданный в эксплуатацию в авиакомпанию Chengdu Airlines. На нынешней Airshow China 2018 корпорация COMAC демонстрировала сразу три серийных ARJ21-700 в окраске трех разных заказчиков: кроме машины Chengdu Airlines в этот раз в Чжухае можно было увидеть авиалайнеры, несущие ливреи авиакомпаний Urumqi Air и Genghis Khan Airlines, которые должны приступить к их эксплуатации в 2019 г.
Летный показ пары новейших китайских истребителей пятого поколения J-20 стал главной сенсацией предыдущей выставки в Чжухае два года назад. И хотя в этот раз J-20 опять прилетали для участия в демонстрационной программе авиасалона с другого аэродрома и их нельзя было увидеть на статической стоянке, наиболее современный истребитель Поднебесной вновь стал одним из главных и наиболее ожидаемых участников Airshow China 2018. Каких-то особых чудес высшего пилотажа J-20 снова не показали, зато в программе было не только маневрирование одиночного самолета, но и полеты в составе пары, тройки и четверки, возросла и продолжительность выступления. Ну а главный сюрприз был заготовлен на последний день работы выставки: пара J-20 в воскресенье 11 ноября внезапно открыла свои отсеки вооружения, продемонстрировав восхищенной публике боекомплект управляемых ракет «воздух–воздух» средней дальности PL-15 и ракет ближнего боя PL-10.
Пожалуй, главным разочарованием нынешней выставки Airshow China 2018 стало отсутствие на ней новейшего китайского среднемагистрального авиалайнера С919, создаваемого корпорацией COMAC как национальная альтернатива Boeing 737MAX и Airbus A320neo. Официально это объяснялось тем, что оба летающих в настоящее время опытных образца самолета слишком заняты в программе испытаний, прерывать которую ради показа на выставке нецелесообразно. Но что мешало совершить хотя бы один демонстрационный полет, например, в день открытия, с учетом того, что расстояние от места базирования второго С919 близ Наньчана до Чжухая составляло менее 800 км, все равно осталось непонятным.
Новый китайский тяжелый самолет-амфибия AG-600 «Цзяолун» («Водяной дракон») уже второй раз участвует в авиасалоне в Чжухае. В этот раз, как и два года назад, его можно было видеть только в статической экспозиции, хотя за прошедшее с прошлой выставки время он начал летать не только с аэродрома (его летные испытания начались в Чжухае в декабре 2017 г.), но и с воды. Первый полет AG-600 с акватории водохранилища Чжанхэ близ Цзинмэня в провинции Хубэй состоялся буквально за пару недель до открытия Airshow China 2018 – 20 октября. Самое главное в жизни любого самолета-амфибии событие прошло в присутствии многочисленных зрителей, а его трансляция велась в прямом эфире ведущими китайскими телеканалами и в интернете.
8 мая 2015 г. в Москве было заключено рамочное соглашение между холдингом «Вертолеты России» и китайской авиастроительной корпорацией AVIC о сотрудничестве в области создания перспективного тяжелого вертолета AHL (Advanced Heavy Lift). Подписание документа состоялось в Кремле в присутствии Президента России Владимира Путина и Председателя КНР Си Цзиньпина. Стороны договорились, что будут сотрудничать по всем направлениям разработки и подготовки к серийному производству нового тяжелого вертолета грузоподъемностью в 10–15 т. Тогда сообщалось, что генеральный контракт участники проекта намерены подписать в том же году, но переговоры затянулись. Заключение контракта неоднократно переносилось, не состоялось оно, вопреки ожиданиям, и на нынешнем авиасалоне в Чжухае. Теперь его подписание возможно к маю 2019 г. – об этом сообщил на выставке глава холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский, уточнивший, что все технические вопросы уже согласованы, но «остались вопросы финансового и организационного характера».
Презентация полноразмерного макета кабины экипажа и отсека салона перспективного российско-китайского дальнемагистрального пассажирского самолета CR929 стала одним из главных событий авиасалона Airshow China 2018 в Чжухае. Корреспондент «Взлёта» Михаил Жердев встретился на выставке с главным конструктором CR929 с российской стороны Максимом Литвиновым и попросил его рассказать о том, как идут работы по проекту, как строится взаимодействие с китайскими партнерами и как будет организована программа сертификации нового лайнера.
6 ноября 2018 г., в первый день работы авиасалона Airshow China 2018 в Чжухае российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и Китайская корпорация гражданского самолетостроения COMAC провели презентацию полномасштабного макета кабины экипажа и пассажирского салона совместно разрабатываемого ими перспективного широкофюзеляжного дальнемагистрального авиалайнера CR929, рассчитанного в базовой версии на перевозку 280 пассажиров (при трехклассной компоновке салона) на расстояние 12 000 км. Программа CR929 в настоящее время находится на этапе эскизного проектирования и выбора поставщиков основных бортовых систем, который должен завершиться в следующем году прохождением так называемого третьего контрольного рубежа (Gate 3). На выставке в Чжухае стали известны некоторые подробности о характеристиках будущего лайнера.
7 ноября 2018 г. с аэродрома ульяновского АО «Авиастар-СП» впервые поднялся в воздух очередной серийный военно-транспортный самолет Ил‑76МД‑90А (серийный №0109), построенный в рамках заключенного в октябре 2012 г. государственного контракта на 39 таких машин для Минобороны России.
6 ноября в Чжухае, в провинции Гуандун на юго-востоке Китая, начнет работу очередной, уже по 12-й по счету международный авиасалон Airshow China 2018. И хотя до официального открытия выставки еще остается несколько дней, сюда уже слетелось немало самолетов и вертолетов, которые станут участниками ее демонстрационной программы и статической экспозиции. В первую очередь, это, конечно, летательные аппараты, разработанные и построенные авиапромышленностью самой КНР. И они, без сомнения, всегда представляют основной интерес на чжухайских авиасалонах – ведь за пределами страны многие из них увидеть крайне сложно, а зачастую и попросту невозможно. Российский авиапром представляет на Airshow China 2018 новые вертолеты «Ансат» и Ми-171А2, для которых Чжухай станет первой точкой масштабного демонстрационного тура по ряду стран Юго-Восточной Азии. Кроме того, во время выставки запланирована презентация проекта российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета CR929, совместно разрабатываемого двумя странами. Нет сомнений, что на Airshow China 2018 будет еще много всего интересного, а пока «Взлёт» предлагает небольшой фоторепортаж из Чжухая, сделанный за несколько дней до официального начала авиасалона.
Объединенная двигателестроительная корпорация завершила сертификационные испытания двухконтурного турбореактивного двигателя нового поколения ПД-14, предназначенного для применения на ближне-среднемагистральном авиалайнере МС-21. 17 октября 2018 г. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выдало разработчику ПД-14 – АО «ОДК-Авиадвигатель» – сертификат типа на этот новейший двигатель. Ожидается, что до конца года первые серийные ПД-14 будут переданы корпорации «Иркут», и до середины 2019 г. может состояться первый полет опытного МС-21-300 с такими двигателями.
В августе 2018 г. после выполнения программы доработок возобновились летные испытания первого летного образца перспективного среднего многоцелевого вертолета Ка‑62, создаваемого в классе взлетной массы 6,5 т и предназначенного для перевозки до 15 пассажиров и до 2200 кг грузов. В начале сентября 2018 г. он совершил перелет во Владивосток, где принял участие в очередном Восточном экономическом форуме.
Производственный комплекс №1 Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» в подмосковных Луховицах готовится к освоению серийного производства модернизированных 68‑местных региональных пассажирских самолетов Ил‑114‑300. Как известно, до 2012 г. серийный выпуск 64‑местных Ил‑114, Ил‑114‑100 и грузовых Ил‑114Т осуществлялся на авиационном заводе в Ташкенте (Республика Узбекистан), но в мае 2016 г. было принято решение об организации производства самолетов этого семейства (в модернизированной версии Ил‑114‑300) на территории России. В декабре 2016 г. с Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина был заключен контракт на проведение соответствующих опытно-конструкторских работ, в ходе которых к маю 2019 г. предстоит передать на летные испытания первый опытный образец Ил‑114‑300 – в настоящее время он строится на производственной базе ПАО «Ил» в Жуковском на базе выпущенного еще в 1994 г. самолета Ил‑114 №01‑08. А к октябрю 2020 г. предстоит изготовить второй прототип машины – уже полностью новой постройки, с окончательной сборкой в Луховицах.
6 сентября 2018 г. Федеральное агентство воздушного транспорта России (Росавиация) выдало сертификат типа на специализированный сельскохозяйственный самолет Т-500 (МВ-500). Он стал первым в истории современной России сертифицированным летательным аппаратом для выполнения авиахимических работ, что открывает ему дорогу в серийное производство и применение авиакомпаниями в интересах сельского хозяйства. Самолет разработан казанской фирмой «МВЕН», а программа его сертификации, запуск массового серийного выпуска и начало поставок стали возможными благодаря подключению к проекту Обнинского НПП «Технология» им. А.Г. Ромашина холдинга «РТ-Химкомпозит» госкорпорации «Ростех». В ходе прошедшего в сентябре этого года в Геленджике «Гидроавиасалона-2018», на котором демонстрировался опытный экземпляр Т-500 и его поплавковая версия Т-500А, было заключено соглашение о поставке первых десяти серийных самолетов уфимской авиакомпании «РусАвиа», которая планирует использовать их на авиаработах в сельском хозяйстве Татарстана и Башкортостана.
К разработке собственных проектов специализированных сельскохозяйственных самолетов, которые могли бы эффективно заменить повсеместно использовавшиеся в СССР на авиахимических работах знаменитые бипланы Ан-2, вскоре после распада Советского Союза приступило сразу несколько «маститых» отечественных конструкторских бюро. В рамках популярной в те годы идеи диверсификации военного производства с начала 1990-х гг. такими машинами занимались в АНТК им. А.Н. Туполева, на ЭМЗ им. В.М. Мясищева и даже в «ОКБ Сухого». Из них до этапа постройки опытных образов и проведения летных испытаний смогли довести свой проект Су-38Л только на «Сухом». Работы же туполевцев и мясищевцев ограничились лишь стадией проектирования и изготовления полноразмерных макетов агросамолетов Ту-24СХ, Ту-54 и М-500, которые можно было видеть на авиасалонах МАКС в середине 90-х. Несмотря на то, что создание подобной техники предусматривалось перспективными программами развития авиапромышленности и гражданской авиации России, необходимого государственного финансирования на них в те годы практически не выделялось, а собственных средств разработчиков на дорогостоящую процедуру сертификации явно было недостаточно.
7 сентября 2018 г., в ходе «Гидроавиасалона‑2018» в Геленджике, Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева передал Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий очередной серийный самолет-амфибию Бе‑200ЧС (серийный №307). Это пятая построенная в Таганроге машина в рамках государственного контракта от 25 мая 2011 г. на шесть новых Бе‑200ЧС и, в целом, 11‑й самолет этого типа, поступивший в МЧС России. Первые три Бе‑200ЧС таганрогского производства (№303, 304 и 305) были поставлены российским спасателям в течение 2017 г., четвертый (№306) – в конце марта этого года. Шестая амфибия по действующему контракту (№308) в ноябре находилась на окончательной сборке, ее поставка в МЧС должна состояться до конца этого года.
В течение шести дней в конце нынешнего лета – с 24 по 29 августа 2018 г. – на базе межвидового полигона войск Центрального военного округа неподалёку от г. Чебаркуль Челябинской области прошли очередные антитеррористические учения вооружённых сил стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) «Мирная миссия». Подобные манёвры традиционно проводятся на территориях стран ШОС. Они направлены прежде всего на методическую и практическую отработку совместных действий по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований и локализации террористических угроз, закрепление уже имеющегося опыта противодействия международному терроризму и новых навыков под руководством объединённого органа военного управления. Также целями данных учений являются повышение профессиональной и специальной выучки военнослужащих, укрепление военно-технического сотрудничества, улучшение добрососедских отношений, упрочение взаимного доверия, а также демонстрация союзной военной мощи и решимости применить её для восстановления стабильности и безопасности в регионе, если не останется никаких дипломатических альтернатив для мирного разрешения назревающего конфликта.
• Як-130М: "летающая парта"
получает новые возможности
• Как собирают МС-21:
репортаж с ИАЗ
• Продолжаются летные
испытания Ил-114-300
• Ансат-М ремоторизуется
• Ил-76 обрел сертификат типа
• Новый раскат "Грома"
• РОС: новый российский дом
на орбите
• Пилотируемые космические
станции: страницы истории,
настоящее и будущее