• Вертолеты «Камов» над морем
• Гидросамолетостроение-2018
• Евроистребитель будущего
• МиГ-31 в Казахстане
• Премьеры Farnborough 2018
В марте 2018 г. Международная авиационная федерация FAI официально зарегистрировала серию мировых авиационных рекордов, установленных летчиками-испытателями ОКБ им. А.С. Яковлева (входит в корпорацию «Иркут») на учебно-боевом самолете Як-130.
Ведущий отечественный разработчик бортовых радиолокационных станций с фазированными антенными решетками – входящий в Концерн ВКО «Алмаз – Антей» Научно-исследовательский институт им. В.В. Тихомирова – продолжает наращивать объемы работ по БРЛС для боевой авиации. Радарами разработки НИИП сегодня оснащено около 75% всех истребителей, поступивших с начала нынешнего десятилетия в Вооруженные Силы России, и свыше 70% отечественных истребителей, поставленных в этот период на экспорт (включая строящиеся по российской лицензии в Индии самолеты Су‑30МКИ).
В марте 2018 г. после проведения цикла приемо-сдаточных испытаний Министерству обороны России передан первый модернизированный транспортный самолет Ил‑76МД-М.
6 февраля 2018 г. в 15.45 по местному времени окрестности площадки LC‑39A стартового комплекса Космического центра им. Кеннеди во Флориде – того самого, с которой в июле 1969 г. первые земляне отправились на Луну, – содрогнулись от грохота: 27 мощных двигателей, развивая суммарную тягу свыше 2300 тс, подняли из клубов дыма новую ракету Илона Маска – Falcon Heavy. Благодаря организованной онлайн-трансляции в интернете за стартом, а затем за уникальной синхронной посадкой на землю возвращаемых многоразовых боковых блоков первой ступени ракеты наблюдали миллионы людей по всему миру. Маск в очередной раз подтвердил, что частной американской компании под силу решение сложнейших технических задач, и сделал очередной важный шаг к еще более амбициозным целям, среди которых возобновление в США пилотируемых космических полетов, а в перспективе – и первые миссии к Луне и Марсу с человеком на борту. Для реализации этих проектов нужен новый тяжелый носитель – и вот теперь он у него есть. Этого момента основатель и главный конструктор компании SpaceX ждал долгих 14 лет…
Прошедший 2017 г. стал этапным для отечественной гражданской авиации: впервые за всю современную историю России наши авиакомпании перешагнули рубеж в 100 млн обслуженных пассажиров (по данным Росавиации, было перевезено более 105 млн чел.). Разумеется, рост авиаперевозок отразился и на аэропортовой отрасли, статистика которой дополняется пассажирами иностранных авиакомпаний. По итогам минувшего года 19 из 20 наиболее крупных аэропортов страны показали рост пассажиропотока, многие из них побили собственные рекорды прошлых лет, а шесть хабов-миллионников перешагнули планку в 2 млн пасс.
12‑й традиционный ежегодный обзор «Взлёта» об итогах работы российской авиапромышленности в части производства и поставок пассажирских и транспортных самолетов опять сменил название. Напомним, первый такой обзор вышел в нашем журнале в начале 2007 г. и назывался «В преддверии подъема»: за несколько месяцев до этого была создана Объединенная авиастроительная корпорация, определившая одной из своих главных целей кардинальный рост выпуска гражданских авиалайнеров. Но добиться ощутимого увеличения объемов производства и поставок удалось не сразу – на протяжении первых пяти лет они не превышали 10–15 лайнеров в год, а первые признаки подъема стали намечаться только в начале нынешнего десятилетия. Лишь в 2012 г. удалось преодолеть рубеж в два десятка построенных пассажирских и транспортных машин, по итогам 2013 г. из сборочных цехов российских авиазаводов вышло уже 36 новых лайнеров, а в 2014‑м – 44 (передано в эксплуатацию 38). Рывок 2013–2014 гг. был обеспечен, главным образом, интенсификацией серийного выпуска региональных самолетов Sukhoi Superjet 100: если в 2012 г. было изготовлено 12 таких машин, то в 2013‑м – уже 24, а в 2014‑м – 35.
В конце января 2018 г. одной из наиболее жарко обсуждаемых авиационных тем в российских СМИ и блогосфере стал вопрос о возможности и целесообразности создания нового отечественного сверхзвукового пассажирского самолета. Поводом для этого послужило посещение Президентом России Владимиром Путиным Казанского авиационного завода компании «Туполев», где ему был представлен недавно построенный здесь новый сверхзвуковой ракетоносец Ту‑160 (см. отдельный материал в этом номере). На встрече с работниками предприятия Президент призвал помимо развития военной авиации подумать и над вопросом создания сверхзвуковых пассажирских лайнеров, что было некорректно интерпретировано некоторыми корреспондентами как предложение разработать пассажирский вариант Ту‑160.
21 декабря 2017 г. на аэродроме в подмосковном Жуковском состоялся первый полет самолета SSJ100 №95032, дооснащенного горизонтальными саблевидными законцовками крыла (saberlets), предназначенными для улучшения взлетно-посадочных характеристик и топливной экономичности. Как известно, до сих пор ни один Sukhoi Superjet 100 винглетов не имел. Для летных испытаний законцовок крыла был выбран первый экземпляр SSJ100‑95LR – самолет №95032 (бортовой №97006), впервые взлетевший в Комсомольске-на-Амуре 12 февраля 2013 г. и участвовавший в программе сертификации модификации лайнера с увеличенной дальностью полета (LR). С момента постройки он остается в парке опытных «суперджетов» компании «Гражданские самолеты Сухого» и используется по разным программам испытаний.
18 ноября 2017 г. с аэродрома Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева (входит в ОАК) совершил первый полет опытный образец авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения нового поколения А‑100. Самолет пилотировал экипаж ТАНТК им. Г.М. Бериева.
Параллельно с завершением программы сертификации турбовентиляторного двигателя нового поколения ПД‑14 для пассажирского самолета МС‑21 Объединенная двигателестроительная корпорация в 2018 г. приступает к проектированию базового двигателя перспективного семейства ТРДД большой тяги (от 25 до 50 тс). Он получил название ПД‑35 и рассчитывается на взлетную тягу 35 тс. Как сообщается на официальном портале госзакупок, государственный контракт на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по ПД‑35 был заключен 25 декабря 2017 г. Они рассчитаны на шесть лет и должны завершиться в 2023 г. изготовлением и испытаниями двигателя – демонстратора технологий, который станет прототипом будущих серийных ПД‑35 для применения на перспективных широкофюзеляжных и тяжелых транспортных самолетах. Головным исполнителем работ определено пермское АО «ОДК-Авиадвигатель», но, как и в случае с ПД‑14, в них будет задействована широкая кооперация предприятий ОДК, а также отраслевых научно-исследовательских институтов.
1.Объем авиаперевозок в России впервые превысил 100 млн пассажиров
Согласно данным Росавиации, в 2017 г. отечественными авиакомпаниями перевезено более 105 млн пасс., что является историческим максимумом для России. Предыдущий рекорд был установлен в 2014 г., когда суммарный пассажиропоток российских авиакомпаний составил чуть более 93 млн чел. Стоит заметить, что в «пиковом» для гражданской авиации Советского Союза 1990 г. на территории России (в то время – РСФСР) воздушным транспортом было перевезено 94,3 млн пасс. Продемонстрированный в 2017 г. рост связан, в первую очередь, с развитием внутренних авиаперевозок. Согласно заявлению руководителя Росавиации Александра Нерадько, две трети объема перевезенных пассажиров в прошлом году составили именно перелеты на внутренних воздушных линиях.
1.Первый полет МС‑21
Важнейшим событием отечественного гражданского самолетостроения в минувшем году стало начало летных испытаний создаваемого корпорацией «Иркут» перспективного ближне-среднемагистрального пассажирского самолета МС‑21‑300. Первый полет его опытного образца в Иркутске состоялся 28 мая 2017 г., а в октябре, после завершения цикла предварительных заводских испытаний, он перелетел для проведения сертификационных испытаний в подмосковный Жуковский. Всего в них должны принять участие четыре летных образца МС‑21‑300. Вторая опытная машина должна выйти на испытания нынешней весной, третья – летом. Программу сертификационных испытаний планируется завершить к концу 2019 г., когда к поставкам могут быть готовы первые серийные МС‑21‑300. Портфель твердых заказов на МС‑21 к настоящему времени составляет 175 самолетов. Стартовыми эксплуатантами должны стать авиакомпании «Аэрофлот», «Ред Вингс» и «ИрАэро».
В Казани восстанавливается серийный выпуск флагманов дальней авиации
В конце 2017 г. на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова компании «Туполев» был передан на летные испытания новый стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту‑160 – первый, построенный после многолетнего перерыва в рамках программы восстановления серийного выпуска самолетов данного типа для Воздушно-космических сил России. 25 января 2018 г., во время посещения предприятия Президентом России Владимиром Путиным, состоялся демонстрационный полет новой машины, названной в честь бывшего Главнокомандующего ВВС России Петра Дейнекина (1937–2017), и был подписан стартовый контракт на поставку Министерству обороны России десяти модернизированных самолетов Ту‑160М новой постройки.
19 января 2018 г. на аэродроме ульяновского АО «Авиастар-СП» (входит в состав ОАК) впервые поднялся в воздух первый образец перспективного самолета-топливозаправщика Ил‑78М‑90А. Пилотировал машину экипаж во главе со старшим летчиком-испытателем ПАО «Ил» Героем Российской Федерации заслуженным летчиком-испытателем России Николаем Куимовым.
Начались испытания самого большого самолета в мире
18 декабря 2017 г. на аэродроме американского аэрокосмического испытательного центра Мохаве в Калифорнии начались испытания самого крупного (по размаху крыла) из когда-либо построенных в мире летательных аппаратов – самолета-носителя Stratolaunch Model 351 Roc («Птица Рух»), предназначенного для воздушного запуска на космическую орбиту различных полезных нагрузок. Видеоролик состоявшейся в этот день первой рулежки уникального аппарата по взлетно-посадочной полосе опубликовал соучредитель и глава реализующей проект корпорации Stratolaunch Systems Пол Аллен (в прошлом – один из двух основателей знаменитой компании Microsoft). Размах крыла огромного двухфюзеляжного шестидвигательного самолета-носителя превышает 117 м, максимальная взлетная масса достигнет 590 т, а масса полезной нагрузки – 250 т. По мнению разработчиков, начавшиеся в Мохаве испытания стали очередным важным шагом на пути к первому космическому запуску по программе Stratolaunch, который предполагается осуществить уже в 2019 г.
24 декабря 2017 г. с аэродрома международного аэропорта Чжухая на юго-востоке Китая (провинция Гуандун) впервые поднялся в воздух новейший китайский турбовинтовой самолет-амфибия AG‑600, который на сегодня является, по сути, самым крупным из ныне летающих аппаратов подобного класса. По официальным данным, машина предназначается для пожаротушения с воздуха и решения поисково-спасательных задач, однако нельзя исключить и другие, более «военные» варианты применения амфибии. Создатели машины имеют серьезные амбиции и в ее продвижении на экспорт, где она может составить заметную конкуренцию не только японской ShinMaywa US‑2, но и отечественному Бе‑200.
В декабре 2017 г. на аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова в подмосковном Жуковском начались летные испытания перспективного двигателя, предназначенного для применения в будущем на модернизированном варианте Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) – российского истребителя пятого поколения Су‑57. Так называемый двигатель второго этапа для ПАК ФА разрабатывается входящим в состав Объединенной двигателестроительной корпорации ОКБ им. А.М. Люльки (филиал ПАО «ОДК-УМПО») в кооперации с рядом других предприятий ОДК. Первый запуск двигателя-демонстратора состоялся в ноябре 2016 г., были проведены его стендовые испытания, и минувшей осенью опытный образец перспективного двигателя был установлен на борт опытного самолета Т‑50‑2 (второй летный образец ПАК ФА), который, тем самым, превратился в летающую лабораторию для его летных испытаний. Первый полет Т‑50ЛЛ с опытным двигателем второго этапа состоялся в Жуковском 5 декабря 2017 г., машину пилотировал шеф-пилот компании «Сухой» Герой России Сергей Богдан.
17 октября 2017 г. первый опытный экземпляр новейшего ближне-среднемагистрального пассажирского самолета МС-21-300 совершил беспосадочный перелет протяженностью более 4200 км с Иркутского авиазавода корпорации «Иркут» на аэродром ЛИИ им М.М. Громова в подмосковном Жуковском, где продолжит проходить летные испытания. До этого, с конца мая по середину октября нынешнего года, на МС-21-300 №0001 в Иркутске был выполнен 21 полет в рамках программы заводских доводочных испытаний. В ближайшее время на первом МС-21-300 в Жуковском начнутся полеты по программе сертификационных испытаний, к которым в начале следующего года должен присоединиться второй летный образец, а позднее – еще два опытных экземпляра нового авиалайнера.17 октября 2017 г. первый опытный экземпляр новейшего ближне-среднемагистрального пассажирского самолета МС-21-300 совершил беспосадочный перелет протяженностью более 4200 км с Иркутского авиазавода корпорации «Иркут» на аэродром ЛИИ им М.М. Громова в подмосковном Жуковском, где продолжит проходить летные испытания. До этого, с конца мая по середину октября нынешнего года, на МС-21-300 №0001 в Иркутске был выполнен 21 полет в рамках программы заводских доводочных испытаний. В ближайшее время на первом МС-21-300 в Жуковском начнутся полеты по программе сертификационных испытаний, к которым в начале следующего года должен присоединиться второй летный образец, а позднее – еще два опытных экземпляра нового авиалайнера.
Китайский «конкурент» нашего МС-21, новый среднемагистральный пассажирский лайнер COMAC C919, нынешней осенью, спустя почти пять месяцев после первого подъема в воздух, наконец, возобновил полеты по программе летных испытаний. Напомним, впервые С919 №10101 (бортовой регистрационный номер В-001А) взлетел в Шанхае 5 мая 2017 г. Полет продолжался 1 ч 19 мин и проходил на высоте 3000 м со скоростью не более 370 км/ч. На борту находился экипаж из пяти человек во главе с летчиком-испытателем Цай Цзюнем. Директор программы С919 – секретарь партийного комитета и председатель COMAC Цзинь Чжуанлун охарактеризовал тогда первый полет как «полностью успешный». Однако после него самолет отправился на длительные доработки, продолжавшиеся более четырех месяцев, и во второй раз смог взлететь только 28 сентября. Второй полет также проходил на высотах не более 3000 м, но продолжался уже 2 ч 46 мин.
Нынешней осенью во входящем в состав ОАК Воронежском акционерном самолетостроительном обществе завершена сборка двух очередных серийных самолетов Ан‑148‑100Е в рамках заключенного в мае 2013 г. государственного контракта на 15 таких машин для Министерства обороны России. Самолет с серийным №43‑08 (RA‑61731), ставший 11‑м по этому контракту, впервые поднялся в воздух в Воронеже 13 сентября 2017 г., а №43‑09 (RA‑61732) – 6 ноября. Их сдача заказчику должна состояться до конца года.
21 сентября 2017 г. состоялся первый регулярный коммерческий пассажирский рейс новой российской авиакомпании «Азимут». Он был выполнен одним из трех имевшихся на тот момент у перевозчика самолетов Sukhoi Superjet 100 по маршруту Ростов-на-Дону – Москва (Внуково). А самый первый полет с пассажирами – чартерный рейс из Ростова в Москву по заказу футбольного клуба «Ростов» – компания совершила за шесть дней до этого, 15 сентября.
Авиакомпания «Азимут», созданная в Ростове-на-Дону бывшим заместителем генерального директора авиакомпании «Якутия» Павлом Удодом и совладельцем аэропорта Внуково Виталием Ванцевым, получила сертификат эксплуатанта 18 августа 2017 г. Она ставит своей целью организацию регулярных пассажирских перевозок на самолетах SSJ100 из городов юга России – Ростова-на-Дону и Краснодара. В начале следующего десятилетия «Азимут» планирует иметь в своем парке уже 16 «суперджетов» и выполнять на них пассажирские перевозки по двум с половиной десяткам направлений, включая несколько международных.
Поставка первых самолетов «Азимуту» позволила «Гражданским самолетам Сухого» преодолеть важный рубеж в 100 машин, находящихся в коммерческой эксплуатации.
Развитие российского рынка технического обслуживания и ремонта (ТОиР) гражданских воздушных судов в постсоветские годы определялось внедрением в отечественную гражданскую авиацию самолетов зарубежного производства, для технической эксплуатации которых применялись принципиально иные методы и подходы, чем те, которые были привычны специалистам авиационно-технических баз и авиаремонтных заводов Министерства гражданской авиации СССР. До самого недавнего времени собственники «иномарок» (как правило, это зарубежные лизинговые компании) не доверяли выполнение каких-либо серьезных работ по поддержанию летной годности своих самолетов российским предприятиям, в связи с чем непосредственно в нашей стране выполнялось только их линейное обслуживание в аэропортах вылета и прилета и самые «легкие» формы периодического технического обслуживания, а для всех более серьезных регламентов приходилось перегонять воздушные суда в заграничные центры ТОиР. Но в последние годы ситуация стала меняться. На рынке появились отечественные компании, прошедшие необходимую сертификацию для выполнения технического обслуживания и ремонта самолетов Airbus и Boeing в соответствии с наиболее строгими международными стандартами. Полученный опыт в настоящее время успешно переносится ими и на ТОиР отечественных самолетов нового поколения Sukhoi Superjet 100. А в ближайшие годы российские авиакомпании должны начать эксплуатацию новейших отечественных ближне-среднемагистральных лайнеров МС‑21, поэтому уже сегодня стоит вопрос формирования эффективной системы их послепродажной поддержки, технического обслуживания и ремонта.
11 августа 2017 г. на аэродроме входящего в состав ОАК ульяновского АО «Авиастар-СП» состоялся первый полет нового самолета Ту‑204‑100В №64056 в VIP-исполнении, строившегося с использованием задела несостоявшегося Ту‑204СМ №64153 по договору с компанией «Лизинг-Авиа» (учреждена самим АО «Авиастар-СП» и авиакомпанией «Авиастар-ТУ»). Эта машина, по всей вероятности, станет последним новым Ту‑204, изготовленным в Ульяновске. Всего с 1990 г. на заводе было построено и облетано 52 серийных Ту‑204 разных пассажирских и грузовых модификаций, еще несколько машин по разным причинам не достроили, и в воздух они не поднимались.
История имеет свойство повторяться, особенно если из допущенных ошибок одними другие не извлекают соответствующих уроков. Два года назад, осенью 2015‑го, настоящим потрясением для всей авиатранспортной отрасли России стал уход с рынка второй по объемам перевозок авиакомпании страны – «Трансаэро». Непосредственной причиной принятия решения об отзыве у нее сертификата эксплуатанта тогда официально назывались непомерные долги (фигурировала цифра в 260 млрд руб., хотя методика подсчета этой задолженности вызывала определенные сомнения у ряда экспертов), а предпосылками к их накоплению стала проводившаяся в последние годы руководством «Трансаэро» политика по интенсивному наращиванию парка воздушных судов, в т.ч. за счет массированных закупок новейших авиалайнеров Airbus и Boeing, с одновременной агрессивной кампанией по продаже авиаперевозок – зачастую по демпинговым ценам.
20 октября 2017 г. на аэродроме Батайница под Белградом прошла торжественная церемония передачи военно-воздушным силам Сербии шести истребителей МиГ-29, выделенных по межправительственному соглашению в качестве военно-технической помощи сербской стороне из наличия ВКС России. Российскую делегацию на церемонии, приуроченной к 73-й годовщине освобождения Белграда, возглавлял министр обороны РФ Сергей Шойгу, со стороны хозяев на ней присутствовали президент Сербии Александр Вучич, министр обороны страны Александр Вулин и др. «В августе, когда Вы были в Москве, я обещал, что к этому празднику самолеты будут в Белграде, – обратился к своему сербскому коллеге Сергей Шойгу. – И вот, самолеты – в Белграде. Я уверен, они послужат надежным щитом и гарантом независимости и безопасности Сербии». В тот же день на аэродроме Батайница прошли показательные выступления подразделений вооруженных сил Сербии, в которых приняли участие свыше 2,2 тыс. военнослужащих и более 150 единиц военной техники. Гости мероприятия ознакомились с выставкой сербских вооружений, а кульминацией праздника стало выступление авиационной группы высшего пилотажа ВВС России «Стрижи».
10 октября 2017 г. в московском Внуково состоялся ввод в эксплуатацию нового центра управления полетами входящего в Госкорпорацию по ОрВД Московского центра автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД). Центр, для которого было построено отдельное здание, оснащен созданными Концерном ВКО «Алмаз – Антей» комплексами средств автоматизации УВД «Синтез-АР4» и планирования использования воздушного пространства «Синтез-ПИВП», сертификация которых была успешно завершена в ноябре 2015 г.
Первый двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой НК‑32 серии 02 для стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту‑160 прошел стендовые испытания на входящем в Объединенную двигателестроительную корпорацию самарском ПАО «Кузнецов». Об этом сообщили в ОДК в начале октября 2017 г., когда «Кузнецов» праздновал свое 105‑летие.
Со времени Второй мировой войны авианосные силы являются одним из краеугольных камней военно-морской цитадели Соединенных Штатов. Причем американский флот на протяжении последних десятилетий остается признанным мировым законодателем мод в этой сфере. Вот почему ввод в строй ВМС США нынешним летом головного атомного многоцелевого авианосца (АВМА) нового поколения CVN‑78 «Джеральд Форд» можно с полной уверенностью считать главным мировым событием 2017 г. в «авианосном деле». Ведь получивший новейшие электромагнитные катапульты для взлета самолетов, бестросовые подъемники боеприпасов с автоматизированной системой управления, оснащенный новыми ядерными реакторами, дающими в 2,5 раза больше электроэнергии, чем на АВМА типа «Нимиц», новый американский «плавучий аэродром», пожалуй, единственный в своем классе соответствует сегодня званию «боевой корабль XXI века», на долгие годы определив дальнейшее развитие авианосных сил ВМС США, и станет образцом для стремления другим странам, способным строить свои авианосцы.Со времени Второй мировой войны авианосные силы являются одним из краеугольных камней военно-морской цитадели Соединенных Штатов. Причем американский флот на протяжении последних десятилетий остается признанным мировым законодателем мод в этой сфере. Вот почему ввод в строй ВМС США нынешним летом головного атомного многоцелевого авианосца (АВМА) нового поколения CVN‑78 «Джеральд Форд» можно с полной уверенностью считать главным мировым событием 2017 г. в «авианосном деле». Ведь получивший новейшие электромагнитные катапульты для взлета самолетов, бестросовые подъемники боеприпасов с автоматизированной системой управления, оснащенный новыми ядерными реакторами, дающими в 2,5 раза больше электроэнергии, чем на АВМА типа «Нимиц», новый американский «плавучий аэродром», пожалуй, единственный в своем классе соответствует сегодня званию «боевой корабль XXI века», на долгие годы определив дальнейшее развитие авианосных сил ВМС США, и станет образцом для стремления другим странам, способным строить свои авианосцы.
Вторым по значимости событием года в мире авианосцев стал выход 26 июня 2017 г. на заводские ходовые испытания новейшего британского корабля, получившего имя Королевы Елизаветы (HMS Queen Elizabeth, R08). Как известно, после снятия с вооружения в марте 2006 г. палубных вертикально взлетающих самолетов Sea Harrier, а к концу 2010 г. – и последних Harrier GR7/9, Великобритания, некогда одна из мощнейших мировых «авианосных» держав, полностью утратила этот статус. В Королевских ВМС «харриеры» летали с трех легких авианосцев водоизмещением около 22 тыс. т – Invincible, Illustrious и Ark Royal, вступивших в строй в 1980–1985 гг. На каждом из них могло базироваться до 22 таких самолетов.
Единственный российский авианесущий корабль – входящий с 1991 г. в состав Северного флота ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» – в ближайшее время встанет на ремонт, который продлится не менее двух лет. Год назад, в период с 7 ноября 2016 г. по 5 января 2017 г. «Кузнецов» нес боевую службу в акватории Средиземного моря, выполняя задачи по борьбе с терроризмом на территории Сирии. По официальной информации Министерства обороны России, «за два месяца участия в боевых действиях летчики морской авиации выполнили 420 боевых вылетов, из них – 117 ночью. Практически все полеты проходили в сложных гидрометеорологических условиях. Нанесено поражение 1252 объектам террористов. Удары наносились по объектам инфраструктуры, скоплениям боевиков и военной техники, огневым позициям и опорным пунктам незаконных вооруженных формирований». В состав авиагруппы «Кузнецова» входили истребители Су‑33, МиГ‑29К/КУБ, вертолеты Ка‑27, Ка‑29 и Ка‑52К. При этом недавно поступившие на вооружение Морской авиации ВМФ России многофункциональные корабельные истребители МиГ‑29К/КУБ, а также проходящие испытания корабельные разведывательно-ударные вертолеты Ка‑52К впервые приняли участие в дальнем походе ТАВКР «Адмирал Кузнецов», продолжавшемся почти четыре месяца – с 15 октября 2016 г. по 9 февраля 2017 г.
• Як-130М: "летающая парта"
получает новые возможности
• Как собирают МС-21:
репортаж с ИАЗ
• Продолжаются летные
испытания Ил-114-300
• Ансат-М ремоторизуется
• Ил-76 обрел сертификат типа
• Новый раскат "Грома"
• РОС: новый российский дом
на орбите
• Пилотируемые космические
станции: страницы истории,
настоящее и будущее