9 10 2018

№9-10/2018
сентябрь-октябрь

• Вертолеты «Камов» над морем
• Гидросамолетостроение-2018
• Евроистребитель будущего
• МиГ-31 в Казахстане
• Премьеры Farnborough 2018

 

В продаже с 24 сентября

где купить?

6 июня 2018 г. российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и Китайская корпорация гражданского самолетостроения COMAC согласовали общий вид совместно проектируемого ими широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета CR929. Стороны утвердили основные компоновочные и геометрические характеристики самолета: размах и форму крыла и оперения, длину и сечение фюзеляжа, расположение двигателей, шасси и дверей. Общий вид самолета, основанный на результатах завершившегося в конце прошлого года этапа определения технической концепции самолета (контрольный рубеж Gate 2 по программе был пройден 21 декабря 2017 г.), согласовала объединенная российско-китайская инженерная группа, которую возглавляют главный конструктор с российской стороны Максим Литвинов (на фото – в центре) и главный конструктор с китайской стороны Чен Инчун (второй справа).

Авиадартс-2018. Российский этап. Рязанская область, май 2018 г.

Фоторепортаж Алексея Михеева

Среди новинок винтокрылой техники, представленных на выставке HeliRussia 2018, обращала на себя внимание оригинальная беспилотная грузовая платформа SKYF, которая разрабатывается казанским ОКБ «Авиарешения», поддерживаемым венчурным инвестиционным фондом FPI.

На прошедшей в конце мая этого года в Москве выставке HeliRussia 2018 была представлена программа дальнейшей модернизации легкого многоцелевого вертолета «Ансат», разработанного и серийно выпускаемого Казанским вертолетным заводом холдинга «Вертолеты России». Она предусматривает более широкое внедрение в конструкцию «Ансата» современных композиционных материалов, из которых теперь будет изготавливаться кабина экипажа, капоты двигателей, усовершенствованный обтекатель втулки несущего винта и хвостовое оперение, а также доработанный хвостовой люк, который теперь можно использовать для закатки в кабину санитарных носилок. Предполагается также использование птицестойкого обогреваемого остекления и авариестойкой топливной системы увеличенной емкости, внедрение ряда других доработок. 

24 мая 2018 г., в первый день работы выставки HeliRussia 2018 в Москве холдинг «Вертолеты России» передал авиакомпании «ЮТэйр – Вертолетные услуги» первый серийный вертолет Ми-171А2. Поставка машины выполнена в рамках подписанного в июле 2017 г. соглашения о поставке первых двух серийных Ми-171А2 производства Улан-Удэнского авиационного завода компании «ЮТэйр», которая должна стать стартовым эксплуатантом вертолетов этой модернизированной модели.

Одним из центральных событий прошедшей в конце мая этого года в Москве выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2018 стала презентация полноразмерного макета перспективного легкого многоцелевого вертолета VRT500, разрабатываемого конструкторским бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России».

Несмотря на сложную внешнеполитическую и непростую макроэкономическую обстановку отечественная отрасль вертолетостроения продолжает свое устойчивое развитие. Как заявил в конце декабря 2017 г., подводя итоги уходящего года, генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский, финансовые результаты компании демонстрируют положительную динамику: рост консолидированной выручки по результатам 2017 г. прогнозировался на уровне 18%, а чистой прибыли – 72%. На пресс-конференции накануне выставки HeliRussia 2018 в середине мая этого года, глава холдинга сообщил, что консолидированная выручка «Вертолетов России» по итогам 2017 г. составила около 229 млрд р., а размер чистой прибыли достиг почти 27 млрд р.

Минувший год завершился для зарубежных вертолетостроителей, как принято говорить у финансовых и экономических аналитиков, разнонаправленно: у одних компаний наблюдался прирост в поставках, у других – падение; у одних выручка и прибыль росли активно, у других – не очень. Впрочем, одно можно сказать точно – в целом мировое вертолетостроение, несмотря на различного рода проблемы, чувствует себя достаточно хорошо и уверенно. По данным Ассоциации производителей техники авиации общего назначения GAMA (General Aviation Manufacturers Association), в течение минувшего года вертолетостроительными компаниями мира было поставлено в общей сложности 968 вертолетов оценочной стоимостью около 4,1 млрд долл., включая 704 машины с газотурбинными двигателями и 264 – с поршневыми.

Воронежским акционерным самолетостроительным обществом совместно со специалистами АК им. С.В. Ильюшина, на базе которого создается дивизион транспортной авиации ОАК, завершаются работы по окончательной сборке и дооснащению бортовыми системами первого летного образца перспективного легкого военно-транспортного самолета Ил‑112В.

10 лет назад, 19 мая 2008 г. в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет первого опытного образца российского регионального самолета нового поколения SSJ100, программа разработки и производства которого впервые реализовывалась в АО «Гражданские самолеты Сухого» с привлечением крупнейших мировых поставщиков авиационных систем, оборудования, комплектующих. Это позволило создать конкурентоспособный на мировом рынке коммерческий пассажирский авиалайнер, впервые в истории отечественного авиастроения сертифицированный авиационными властями Западной Европы, и первый российский самолет, отправной точкой создания которого стали требования, сформированные ведущими мировыми авиаперевозчиками.

В гражданской авиации России появился еще один коммерческий эксплуатант бразильских региональных лайнеров Embraer E-Jets: 15 мая 2018 г. к выполнению регулярных рейсов на первом из семи заказанных Е190 приступила авиакомпания «Икар», летающая с 2015 г. под брендом Pegas Fly (вместе с Nordwind Airlines она входит в группу Pegas Touristic). О поставке первого Е190 «Икару» 25 апреля 2018 г. официально сообщил лизингодатель – датская компания Nordic Aviation Capital. Самолет, получивший регистрацию VP-BZC (серийный №461), был выпущен в 2011 г. и до августа 2015 г. эксплуатировался американской Republic Airways. В московское Шереметьево он прибыл в конце апреля из Коста-Рики, где в аэропорту Сан-Хосе он проходил подготовку к передаче новому эксплуатанту. Машина имеет одноклассную 110‑местную компоновку и пока не несет «фирменной» ливреи Pegas Fly, а только имеет небольшой ее логотип.

Стало уже традицией, что воздушную часть Парада Победы над Красной площадью Москвы открывает группа вертолетов Вооруженных Сил России, возглавляемая тяжелым транспортным Ми‑26. Не стало исключением и празднование 73‑й годовщины Победы: во главе колонны авиационной техники над главной площадью столицы 9 мая 2018 г. прошел Ми‑26 из состава ВКС России. 

15 мая 2018 г. в аэропорт Архангельска прибыл долгожданный новый самолет авиакомпании «Нордавиа». Этот Boeing 737‑700 (VP-BYY) взят в операционный лизинг у компании AerCap и является первенцем программы обновления авиапарка компании. Как следует из пресс-релиза «Нордавиа», в планах – удвоить количество самолетов за ближайшие пять лет, а до конца 2018 г. ожидается ввод в эксплуатацию еще трех «боингов».

31 марта 2018 г. в Шымкент – базовый аэропорт казахстанской авиакомпании SCAT – прибыл первый в республике и гражданской авиации стран СНГ в целом самолет Boeing 737MAX8. Он приобретен в рамках контракта, заключенного авиакомпанией SCAT с Boeing 14 декабря 2017 г. Всего же соглашение между Boeing и SCAT, подписанное на авиасалоне Dubai Airshow в ноябре 2017 г., предусматривает поставку ей до 2024 г. шести Boeing 737MAX8 с опционом еще на пять.

Традиционным участником международных выставок вертолетной индустрии HeliRussia является московское АО «Аэроприбор-Восход» (входит в состав КРЭТ), специализирующееся на разработке и производстве информационных комплексов и систем воздушных сигналов, систем управления общесамолетным и общевертолетным оборудованием, высотомерного и резервного приборного оборудования, систем и автоматики для средств спасения и жизнеобеспечения экипажей летательных и космических аппаратов, а также на создании приемников воздушных давлений, датчиков и реле давления, другой аппаратуры. Разработанные предприятием приборы и системы стоят практически на всех самолетах и вертолетах, выпускаемых в России.

12 мая 2018 г. на аэродроме Иркутского авиационного завода Корпорации «Иркут» состоялся первый полет второго летного экземпляра перспективного ближне-среднемагистрального пассажирского лайнера самолета МС‑21‑300. Продолжительность полета составила 1 час 7 минут, он проходил на высоте до 3000 м при скорости до 400 км/ч. Пилотировал машину экипаж в составе летчиков-испытателей Василия Севастьянова и Андрея Воропаева. Программа полета включала проверку самолета на устойчивость и управляемость при различной конфигурации крыла с уборкой и выпуском шасси, а также проверку работоспособности бортового оборудования. По словам командира экипажа Василия Севастьянова, полетное задание выполнено полностью, полет прошел в штатном режиме.

Нынешней весной, накануне празднования 73‑й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, легендарный советский самолет-штурмовик Ил‑2 снова можно было увидеть в берлинском небе: единственный летающий сегодня в России (и один из двух во всем мире) Ил‑2 стал участником проходившего с 25 по 29 апреля 2018 г. в аэропорту Шенефельд международного авиасалона ILA Berlin 2018. Эту машину, пролежавшую на дне озера в Мурманской области почти 70 лет после того, как она была подбита в бою в ноябре 1943 г., обнаружили и подняли на поверхность летом 2012‑го. Новосибирское предприятие «Авиареставрация» провело огромную работу по восстановлению самолета, и с лета прошлого года этот Ил‑2 снова летает. Впервые он был публично показан в полете на авиасалоне МАКС‑2017 в подмосковном Жуковском, а его зарубежный дебют состоялся на ILA 2018. В Берлин знаменитый штурмовик добрался «своим ходом», совершив дальний перелет протяженностью более 1700 км с рядом промежуточных посадок на аэродромах России, Белоруссии и Польши.

Пожалуй, одной из наиболее интересных новинок наземной части состоявшегося 9 мая 2018 г. традиционного Парада Победы в Москве стали появившиеся в общем строю техники, прошедшей по Красной площади, беспилотные летательные аппараты «Катран», размещенные в «походной» конфигурации на платформах автомобилей КАМАЗ. Комментирующий парад диктор сообщал, что БЛА вертолетного типа «Катран» предназначен «для обеспечения силовой поддержки при выполнении специальных задач, для ведения разведки, наблюдения боевой обстановки, ведения фото- и видеосъемки с помощью телевизионной или тепловизионной аппаратуры». По словам заместителя министра обороны (ныне – вице-премьера Правительства России) Юрия Борисова, «вертолетный БЛА «Катран» по своим тактико-техническим характеристикам превосходит зарубежные аналоги по тяговооруженности, времени полета и массе полезной нагрузки, построен по соосной схеме, что обеспечивает высокую маневренность, возможность взлета и посадки на неподготовленных площадках ограниченного размера в любых метеоусловиях, способен нести оборудование для ведения разведки, радиоэлектронной борьбы и наносить удары по противнику управляемым и неуправляемым оружием». 

Как сообщила 17 апреля 2018 г. в своем официальном пресс-релизе Объединенная двигателестроительная корпорация, на итоговом заседании Государственной комиссии по турбореактивному двигателю АЛ‑41Ф‑1 состоялось торжественное вручение ПАО «ОДК-УМПО» акта о завершении его государственных стендовых испытаний. Церемония прошла в московском филиале ПАО «ОДК-УМПО» – Опытно-конструкторском бюро им. А. Люльки. Документ о прохождении двигателем АЛ‑41Ф‑1 государственных стендовых испытаний был вручен генеральному конструктору – директору ОКБ им. А. Люльки Евгению Марчукову.

3 мая 2018 г. новый пассажирский терминал В столичного аэропорта Шереметьево обслужил первый рейс. Он был выполнен «Аэрофлотом» в Саратов.

В конце 2017 г. главой представительства Airbus в России был назначен Жюльен Франьятт, до этого четыре года руководивший российским представительством Airbus – Коммерческие самолеты. Теперь он представляет интересы всех трех поразделений компании в России, включая авиационное (Airbus Commercial Aircraft), вертолетное (Airbus Helicopters) и космическое (Airbus Defence and Space). Накануне выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2018 Жюльен Франьятт любезно согласился рассказать «Взлёту» о нынешнем состоянии и перспективах работы Airbus в России.

Важнейшим и долгожданным событием в деятельности российско-индийского совместного предприятия BrahMos Aerospace стал состоявшийся 22 ноября 2017 г. первый пуск сверхзвуковой крылатой ракеты BRAHMOS-A с истребителя Су‑30МКИ из состава ВВС Индии, завершившийся поражением назначенной морской надводной цели в акватории Бенгальского залива.

16 апреля 2018 г. заработал новый терминал аэропорта Симферополя, принявший в этот день свой первый рейс из московского Шереметьево, который был выполнен авиакомпанией Nordwind.

Результаты прошедшего 2017 г. продемонстрировали, что в отрасли отечественного авиационного двигателестроения в целом продолжается тренд на улучшение финансово-экономического состояния предприятий, рост производства новых моделей авиадвигателей и разработку конкурентоспособных на рынке перспективных проектов. В общей сложности предприятиями ОДК в течение года было изготовлено свыше 940 новых авиационных двигателей различного назначения (включая малоразмерные короткоресурсные), из них более 470 – гражданского и двойного назначения (годом раньше таковых было около 400). Ведущие авиадвигателестроительные компании (ПАО «ОДК-УМПО», АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», АО «ОДК-Сатурн», АО «ОДК – Пермские моторы») продолжают наращивать свою выручку и прибыль. Вместе с тем, по-прежнему весьма высокой остается долговая нагрузка ряда производителей, но у большинства из них она стабильно снижается.

В 2017 г. ведущие зарубежные авиапроизводители поставили своим заказчикам по всему миру 394 новых широкофюзеляжных и 1236 узкофюзеляжных реактивных пассажирских самолетов (не считая специализированных бизнес-джетов), под крылом которых установлено 3322 турбовентиляторных двигателя – таков примерно сегодня годовой объем производства современных ТРДД для коммерческой гражданской авиации, без учета поставок запасных двигателей и обеспечения силовыми установками самолетов, еще не переданных авиакомпаниям. Основными поставщиками двигателей для авиалайнеров Airbus, Boeing, Embraer и Bombardier в настоящее время являются американские компании General Electric и Pratt & Whitney, британская Rolls-Royce и французская Safran, а также образованные ими международные альянсы CFM International (совместное предприятие General Electric и Safran), International Aero Engines (Pratt & Whitney, германская MTU и японская JAEC) и Engine Alliance (General Electric и Pratt & Whitney). Таким образом, главными игроками на рынке двигателей для западных авиалайнеров сегодня являются всего четыре национальные компании. Рассмотрим, с какими результатами закончили они минувший год, и какие планы строят на ближайшее будущее.

31 марта 2018 г. Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева передал Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий очередной серийный самолет-амфибию Бе‑200ЧС. Это четвертая построенная в Таганроге машина в рамках государственного контракта от 25 мая 2011 г. на шесть новых Бе‑200ЧС и, в целом, десятый самолет этого типа, поступивший в МЧС России (первые шесть были построены в 2003–2011 гг. Иркутским авиазаводом).

На Иркутском авиационном заводе – филиале ПАО «Корпорация «Иркут» – завершена постройка второго опытного самолета МС-21-300, предназначенного для проведения летных испытаний. При производстве нового самолета были учтены результаты испытаний первой опытной машины. 25 марта 2018 г. второй летный экземпляр МС-21-300 был выкачен из цеха окончательной сборки и поступил в летно-испытательное подразделение предприятия. Ожидается, что в первый полет он сможет подняться в мае этого года.

Китайская корпорация COMAC постепенно расширяет программу испытаний своего новейшего среднемагистрального пассажирского лайнера C919. В конце прошлого года к ним был подключен второй летный образец самолета – №102, получивший регистрационный номер В‑001С. Новый китайский лайнер, задуманный в том же классе, что и Airbus A320neo, Boeing 737MAX и российский МС‑21, предназначен для перевозки 168–174 пассажиров (в одноклассной компоновке салона или 156 в двухклассной) на расстояние до 4100 км (550 км в версии увеличенной дальности C919ER).

24 января 2018 г., во время посещения столицы Башкортостана, Президент России Владимир Путин провел на Уфимском моторостроительном производственном объединении (ПАО «ОДК-УМПО») совещание по вопросам диверсификации производства предприятий оборонно-промышленного комплекса за счет выпуска высокотехнологичной продукции гражданского назначения, осмотрел заводские цеха и ознакомился с их основными достижениями. К визиту главы государства в Уфу был приурочен пресс-тур на ОДК-УМПО, участником которого стал и корреспондент «Взлёта».

В течение вот уже полутора десятилетий «Взлёт» продолжает следить за нескончаемым соревнованием, которое ведут между собой оба участника сложившейся на мировом рынке дуополии в разработке и производстве магистральных узкофюзеляжных и широкофюзеляжных авиалайнеров – американский Boeing и западноевропейский Airbus. В этой битве впечатляет всё. И огромные портфели заказов, составляющие в стоимостном выражении сотни миллиардов, а теперь уже и триллионы долларов, а в количественном исчисляющиеся тысячами пассажирских самолетов, и сотни поставляемых и продаваемых ежегодно авиалайнеров, и темпы их сборки, по отдельным семействам достигающие нескольких десятков машин в месяц. 

Страница 15 из 26

cover 7 8 2024 445x600

№7-8/2024

• Як-130М: "летающая парта"
  получает новые возможности
• Как собирают МС-21:
  репортаж с ИАЗ
• Продолжаются летные 
  испытания Ил-114-300
• Ансат-М ремоторизуется
• Ил-76 обрел сертификат типа
• Новый раскат "Грома"
• РОС: новый российский дом
  на орбите
• Пилотируемые космические
  станции: страницы истории,
  настоящее и будущее




 


separator

Интервью

25 октября 2022

Александр Иноземцев: «Такого количества…

Завтра в Москве, в павильоне №57 ВДНХ, открывается очередной Международный форум двигателестроения – МФД-2022. Одним из центральных его событий станет презентация нового отечественного турбовентиляторного двигателя ПД-14 представителям авиакомпаний,…
фото: Олег Пантелеев
26 апреля 2021

ТВРС-44: в серию – через четыре года

В феврале 2021 г. отмечавшая свое 15-летие авиакомпания «Сибирская Легкая Авиация» («СиЛА») организовала на байкальском острове Ольхон конференцию «Развитие региональной и местной авиации в труднодоступных районах на воздушных судах российского…
фото: Андрей Блудов
15 ноября 2020

Максим Миронов: «СР-10 успешно завершил…

Во время сентябрьских «Русских авиационных гонок» на аэродроме Орешково, в которых впервые принял участие реактивный учебно-тренировочный и спортивно-пилотажный самолет СР-10, корреспондент «Взлёта» встретился с инициатором создания этой машины, одним из…
27 августа 2019

Холдинг РКС: технологии решают все

На международном авиакосмическом салоне МАКС‑2019 одно из предприятий «Роскосмоса», холдинг «Российские космические системы» (РКС), представляет концепцию современного цифрового производства, которая должна решить три задачи – исключить брак при создании…
27 августа 2019

Валерий Кроль: российский авиационный рынок…

Одним из традиционных зарубежных участников всех авиасалонов МАКС является французская группа компаний Safran. Предприятия Safran участвуют в разработке и производстве двигателей SaM146 для российских самолетов Sukhoi Superjet 100, поставляют…


separator

Обзоры

Изображение по умолчанию
12 января 2024

Airbus продолжает опережать Boeing по…

Следом за своим заокеанским конкурентом опубликовала статистику по результатам 2023 года и западноевропейская компания Airbus. В течение минувшего года она передала заказчикам 735 гражданских самолетов – на 11% больше, чем в 2022-м (тогда их было 661, а…
Изображение по умолчанию
11 января 2024

Boeing: результаты 2023 года

Компания Boeing, не сходящая в эти дни с первых полос газет в связи с резонансным инцидентом с самолетом Alaska Airlines модели 737МАХ9, опубликовала итоговые данные по поставкам своих авиалайнеров в 2023 году. Всего их оказалось 528, что на 10% больше,…
Самолеты SJ-100 на сборке в производственном центра ПАО «Яковлев» в Комсомольске-на-Амуре. Фото: ОАК
03 января 2024

О производстве новых отечественных…

По объективным причинам ожидать каких-то прорывов в поставках новых российских пассажирских самолетов в 2023-м не приходилось. Серийный выпуск реактивных региональных (ближнемагистральных) лайнеров SSJ-100 (RRJ-95) в исходной версии с зарубежными…
Изображение по умолчанию
20 января 2023

Boeing сохраняет паритет c Airbus по…

Две ведущие самолетостроительные компании мира, Airbus и Boeing, подвели на прошлой неделе итоги минувшего года. Европейцы смогли нарастить поставки за год на 8% (до 661 самолета), американцы – на 41% (до 480). Здесь, конечно, сказывается так называемый…
Первые серийные самолеты МС-21 на сборке в цехе Иркутского авиационного завода. Фото: ОАК
08 января 2023

Производство и поставки российских…

Начало нового года – традиционное время для подведения итогов года минувшего. Начнем с производства новых российских пассажирских самолетов.В течение 2022 года были построены и взлетели 10 серийных региональных авиалайнеров SSJ100 – это на два меньше,…


separator

Репортажи

фото: Андрей Фомин
12 апреля 2024

Репортаж со сборки МС-21

На этой неделе «Взлёту» посчастливилось побывать на Иркутском авиационном заводе (филиал ПАО «Яковлев» Объединенной авиастроительной корпорации «Ростеха») и воочию убедиться, как продвигается процесс подготовки к испытаниям импортозамещенной версии…
фото: Алексей Филатов
01 ноября 2020

«Трещат пожары сухо, и воздух как слюда…»…

Лето 2010 г. до сих пор помнится жителям Воронежской области: охватившие тогда регион лесные пожары были беспрецедентными по масштабам и причиненному ущербу – погибли люди, сгорели десятки домов и сотни гектаров леса. Однако и нынешний 2020-й, едва…
фото: Надежда Смирнова
15 октября 2020

РУССКИЕ АВИАГОНКИ – 2020: СР-10 против L-29…

19 сентября 2020 г. на аэродроме Орешково близ г. Воротынск Калужской области прошел Кубок России по самолетному спорту в дисциплине «Авиагонки – Формула-1» на реактивных самолетах. Задачей соревнования стало максимально быстрое преодоление замкнутой…
Фото: Виктор Друшляков
10 сентября 2020

Новые беспилотники «Кронштадта»

Репортаж с форума «Армия-2020» Одной из наиболее посещаемых экспозиций прошедшего в конце августа в Подмосковье Международного военно-технического форума «Армия-2020» в конгрессно-выставочном центре «Патриот» стала стоянка беспилотных летательных…
Фото: Артём Аникеев / AviaPressPhoto
04 августа 2020

В НЕБЕ НАД НЕВОЙ. Репортаж с Главного…

26 июля 2020 г. в С.-Петербурге уже в четвертый раз состоялся Главный военно-морской парад. Демонстрация мощи отечественного флота и Морской авиации ВМФ, приуроченная к традиционно отмечаемому в последнее воскресенье июля Дню Военно-морского флота,…


separator