Во второй половине ноября 2016 г. Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ПАО «ВАСО») завершило стыковку фюзеляжа первого летного образца перспективного легкого военно-транспортного самолета Ил‑112В, разрабатываемого Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина (оба предприятия входят в Объединенную авиастроительную корпорацию). Сборку планера машины, включая стыковку фюзеляжа с крылом и установку оперения, планируется закончить в начале следующего года, а комплектацию ее бортовыми системами и оборудованием – к лету. Как известно, первый Ил‑112В должен быть передан на летные испытания до конца июня 2017 г., и «Ильюшин» с ВАСО работают в полную силу, чтобы выдержать этот жесткий срок.

24 ноября 2016 г. в Тулузе состоялся первый первый полет прототипа более вместительной версии новейшего дальнемагистрального широкофюзеляжного авиалайнера Airbus A350XWB – А350‑1000. В отличие от поставляемых заказчикам с декабря 2014 г. серийных А350‑900, новая модификация имеет удлиненный почти на 7 м фюзеляж (длина самолета теперь составляет 73,78 м), что позволило установить в пассажирском салоне при типовой трехклассной компоновке 40 дополнительных кресел. В таком варианте А350‑1000 будет вмещать 366 пассажиров (при двухклассной компоновке салона – 387, в наиболее плотной – до 440). Максимальная взлетная масса самолета возросла с 280 до 308 т, на нем применяются более мощные двигатели Rolls-Royce Trent XWB‑97 тягой 44 тс (на А350‑900 устанавливаются двигатели Trent XWB‑84 тягой 38,2 тс). Среди других отличий удлиненной версии – измененная задняя кромка крыла, площадь которого возросла примерно на 4%, и применение шестиколесных тележек основных опор шасси. Максимальная дальность полета А350‑1000 достигнет 14 800 км.

16 ноября 2016 г. на аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова состоялся первый полет летающей лаборатории Ил‑76ЛЛ №0807 (бортовой №76529) в рамках второго этапа летных испытаний перспективного двигателя ПД‑14, создаваемого Объединенной двигателестроительной корпорацией (головной разработчик – пермское АО «Авиадвигатель», головной серийный производитель – АО «ОДК – Пермские моторы») для ближне-среднемагистрального авиалайнера МС‑21.

Прошедший в начале ноября авиасалон в Чжухае стал индикатором очередного этапа развития китайской авиакосмической промышленности. Еще недавно – лет пять-шесть назад – китайская отрасль беспилотных систем в целом и ударных средневысотных БЛА большой продолжительности полета (т.н. класса MALE) в частности находилась в стадии накопления опыта и поиска приоритетных направлений развития. На выставках демонстрировались многочисленные проекты – от собственных экзотических конструкций до банальных копий известных зарубежных аппаратов. В силу значительной информационной закрытости китайские проекты БЛА казались далекими от воплощения, а то и вовсе жалкими поделками. Такое мнение у специалистов и экспертов зачастую подкреплялось и отсутствием достоверных данных о том, что хотя бы часть из многочисленных разрабатываемых в Китае БЛА поступает на вооружение и используется в НОАК, а, тем более, поставляется на экспорт. Однако прошло время, и стало ясно, что подобные доводы ошибочны… Нынешняя чжухайская выставка продемонстрировала, что в Поднебесной не только реально освоено серийное производство и ведутся поставки (в т.ч. на экспорт) нескольких «серьезных» моделей беспилотных летательных аппаратов, но и их семейство стремительно расширяется.

Авиасалон в Чжухае традиционно является местом, где китайская авиационная промышленность демонстрирует свои достижения остальному миру. В этом году одной из главных новинок хозяев выставки стал новейший тяжелый четырехдвигательный самолет-амфибия AG‑600 «Цзяолун» («Водяной дракон»). «Взлёт» уже неоднократно обращался к этому амбициозному проекту Поднебесной, начиная с первой официальной презентации его проекта здесь же, на выставке в Чжухае, шесть лет назад (см. «Взлёт» №12/2010, с. 19). За прошедшие годы китайский «Водяной дракон» наконец «обрел плоть», пройдя путь от моделей и макетов до реального первого опытного экземпляра, который в ближайшее время должен подняться в воздух.

Несмотря на то, что торжественная церемония выкатки со сборки первого летного экземпляра перспективного китайского среднемагистрального пассажирского лайнера С919 состоялась ровно за год до начала нынешней выставки в Чжухае, 2 ноября 2015 г., летные испытания его еще не начались. Поэтому присутствовать на Airshow China 2016 самолет не мог, и производителю – Китайской корпорации коммерческого самолетостроения COMAC – пришлось ограничиться демонстрацией уже известных моделей и рекламных материалов. Тем не менее, авиасалон стал традиционной площадкой для подписания новых контрактов и соглашений на поставку С919, в результате чего суммарный портфель заказов и опционов на него, по официальной информации COMAC, достиг уже 570 самолетов. Кроме того, в Чжухае было объявлено, что стартовым эксплуатантом С919 станет одна из крупнейших китайских авиакомпаний – шанхайская China Eastern Airlines.

Одним из самых интригующих участников Airshow China 2016 оказался дальний самолет-ракетоносец ВВС НОАК, носящий название H-6K. При беглом взгляде в нем сразу узнается легендарный советский бомбардировщик Ту-16, который в следующем году будет отмечать 65-летие своего первого полета. В то время, как в нашей стране выпуск Ту-16 завершился уже более полувека назад, в 1963 г., а в начале 1990‑х была прекращена и летная эксплуатация последних остающихся машин, в КНР местные «потомки» нашего бомбардировщика продолжают составлять основу стратегической авиации и, судя по всему, их серийный выпуск продолжается и поныне.

В конце октября 2016 г. Объединенная авиастроительная корпорация распространила пресс-релиз, в котором сообщается, что в рамках состоявшегося 21 октября 2016 г. единого дня военной приемки управляющий директор Экспериментального машиностроительного завода им. В.М. Мясищева Александр Горбунов доложил министру обороны России Сергею Шойгу о завершении государственных испытаний опытного образца самолета – постановщика помех и попутной разведки Ил‑22ПП «Порубщик» с рекомендацией о принятии его на вооружение ВКС России.

20 октября 2016 г. свой столетний юбилей отметило ПАО «НПО «Сатурн» – расположенное в Рыбинске одно из крупнейших предприятий Объединенной двигателестроительной корпорации. НПО «Сатурн» специализируется на разработке, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок, а также силовых установок морского назначения. Компания является головным предприятием дивизиона ОДК «Двигатели для гражданской авиации».

 12 октября 2016 г. в ходе выставки «Индустрия здоровья – 2016» в Казани холдинг «Вертолеты России» торжественно передал легкий многофункциональный вертолет «Ансат» с медицинским модулем Министерству здравоохранения Республики Татарстан. Он поступил в распоряжение Республиканской клинической больницы в качестве средства для экстренной медицинской эвакуации и транспортировки пострадавших. Тем самым состоялась первая поставка заказчику сертифицированного вертолета «Ансат» с гидромеханической системой управления, разработку и серийное производство которого осуществляет Казанский вертолетный завод (сертификация «Ансата» с ГМСУ в транспортном и патрульном варианте завершилась в августе 2013 г., в декабре 2014 г. была сертифицирована пассажирская, а в мае 2015 г. – санитарная версии машины, в декабре 2015 г. было получено дополнение к сертификату типа на VIP-версию). По данным Росавиации, поставленный татарстанскому Минздраву «Ансат» с серийным №33075 был внесен в реестр гражданских воздушных судов 28 октября 2016 г. и получил бортовой номер RA‑20002.

В самом конце прошлого года, 25 декабря 2015 г., в отечественной авиации произошло беспрецедентное событие: на аэродроме Орешково в Калужской области поднялся в воздух двухместный учебно-тренировочный и спортивно-пилотажный самолет СР-10 – первый в нашей стране реактивный самолет, разработанный и построенный небольшим частным конструкторским бюро – московским КБ «Современные авиационные технологии» (КБ «САТ»). Тогда наш журнал обратился к главному конструктору машины Юрию Кноху, попросив его рассказать о том, как начинался проект СР-10, какие задачи перед ним ставились, а также о технических особенностях самолета и начавшихся летных испытаниях (см. «Взлёт» №1–2/2016, с. 26–31). С тех пор прошло девять месяцев, СР-10 выполнил уже более сотни полетов, на нем слетало немало испытателей и представителей потенциального заказчика – Министерства обороны России, был определен и подтвержден ряд характеристик. Получившая яркую красную окраску необычная машина с крылом обратной стреловидности неизменно вызывает большой интерес у завсегдатаев и гостей подмосковного аэродрома Кубинка, где она проходит летные испытания с конца нынешней весны. Поэтому мы решили снова обратиться к главному конструктору КБ «САТ» и задать ему несколько вопросов о том, как развивается проект с момента первого полета самолета-демонстратора СР-10-01 и какие перспективы перед ним открываются.

29 сентября 2016 г. на аэродроме Иркутского авиационного завода (филиал корпорации «Иркут») состоялся первый полет нового учебно-тренировочного самолета первоначальной летной подготовки Як-152. Его выполнил летчик-испытатель ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» Василий Севастьянов. Докладывая о результатах первого полета, Василий Севастьянов заявил: «Полетное задание выполнено полностью. Машина вела себя нормально». В настоящее время на заводе в Иркутске полным ходом идет постройка трех следующих опытных Як-152 – второго летного, а также статического и ресурсного экземпляров, а уже в следующем году должен начаться серийный выпуск таких самолетов.

В центре внимания прошедшей в сентябре 2016 г. в московском аэропорту Внуково-3 выставки бизнес-авиации JetExpo 2016 оказался один из двух самолетов SSJ100-95LR (RRJ-95LR-100), недавно поступивших в эксплуатацию в Авиационно-спасательную компанию МЧС России. Эта машина с регистрационным номером RA-89067 (MSN 95069) выполнена в варианте «Воздушного пункта управления» (ВПУ) с салоном класса VIP на 19 мест. Другой переданный МЧС самолет, RA-89066 (MSN 95061), имеет компоновку «Воздушного пункта управления с медико-эвакуационными функциями»: вместо части пассажирских кресел в нем могут устанавливаться медицинские модули. Формальная сдача заказчику обоих самолетов состоялась в конце прошлого года, а к активной эксплуатации в интересах МЧС они приступили нынешним летом.

26 сентября 2016 г. с аэродрома Воронежского акционерного самолетостроительного общества поднялся в первый полет очередной серийный самолет Ан-148-100Е (№43-07, бортовой №61730), ставший десятым по контракту 2013 г. на 15 машин для Министерства обороны России. Это третий новый Ан-148, взлетевший на ВАСО в этом году и 30-й с начала их серийного производства в Воронеже (самый первый Ан-148 был выпущен ВАСО в 2009 г.).

16 сентября 2016 г. с аэродрома Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева впервые поднялся в воздух первый серийный самолет-амфибия Бе-200ЧС, построенный в Таганроге в рамках государственного контракта на поставку МЧС России шести новых Бе-200ЧС таганрогской сборки. Самолет пилотировал экипаж ТАНТК им. Г.М. Бериева в составе летчиков-испытателей Николая Кулешова и Евгения Юрасова. В ходе первого 15-минутного полета самолет продемонстрировал нормальное поведение на всех отрабатывавшихся режимах.

13 сентября 2016 г. компания Boeing провела торжественную церемонию выкатки и публичной презентации самого загадочного и многообещающего участника предстоящего тендера ВВС США на новый учебно-тренировочный самолет повышенной подготовки военных летчиков. Создаваемый совместно со шведскими партнерами из Saab Group новый самолет был представлен публике пока под условным названием T-X – точно так же именуется вся программа ВВС США по выбору преемника неуклонно устаревающему самолету Northrop T-38 Talon, отметившему два года назад свой 55-летний юбилей. О своем намерении принять участие в тендере по программе T-X уже заявили три альянса американских компаний с зарубежными партнерами: Lockheed Martin и южнокорейской Korea Aerospace Industries – с самолетом T-50A, Raytheon и итальянской Leonardo (бывшей Finmeccanica) – с проектом T-100 на базе М-346 (который, в свою очередь, создан на основе российско-итальянского Як/AEM-130), Northrop Grumman с британской BAE Systems и L-3 – с принципиально новой разработкой Model 400. Официально тендер по программе T-X должен быть объявлен в конце этого года, а уже через год, в конце 2017-го, планируется заключить контракт с его победителем на производство самолетов установочной партии для проведения полномасштабной программы испытаний, а затем и серийные поставки по меньшей мере 350 машин. Попробуем разобраться, каким может стать перспективный учебно-тренировочный самолет ВВС США и каковы шансы на победу каждого из участников предстоящего тендера.

Военные летчики в России готовятся в Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова (с августа 1998 по июль 2004 гг. именовался Краснодарским военным авиационным институтом, с ноября 2010 по октябрь 2012 гг. являлся филиалом, а затем, до июля 2015 г., – структурным подразделением Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина). Обучение курсантов продолжается пять лет, причем первые три года оно проводится в Краснодаре, а четвертый и пятый курсы, в зависимости от специализации по родам авиации, – в Армавире (истребительная авиация), Борисоглебске (штурмовая и фронтовая бомбардировочная) и Балашове (дальняя, морская противолодочная и военно-транспортная).

Нынешним летом холдинг «Вертолеты России» поставил в Китайскую Народную Республику очередной тяжелый транспортный вертолет Ми-26ТС производства ПАО «Роствертол».

Контракт на поставку вертолета был заключен холдингом «Вертолеты России» и китайской компанией Lectern Aviation Supplies Co Ltd. в июне 2014 г. Это уже четвертый подобный вертолет, приобретенный КНР. Предыдущие три Ми-26ТС были поставлены в Китай в 2007–2010 гг. Два из них находятся в вертолетном парке компании QingDao Helicopter Co. Ltd., еще один использует компания China Flying Dragon General Aviation Co. Ltd. Они успешно несут вахту на службе Министерства лесного хозяйства Китая и ежегодно участвуют в тушении лесных пожаров.

В августе 2016 г. Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова, ныне являющееся филиалом Научно-производственного центра газотурбостроения «Салют» Объединенной двигателестроительной корпорации, отметило свое столетие. С середины 1950-х гг. в течение двух десятилетий предприятие специализировалось на серийном выпуске мощных поршневых авиадвигателей АШ-82Т и АШ-82В разработки пермского ОКБ главного конструктора А.Д. Швецова (для самолетов Ил-14 и вертолетов Ми-4), с середины 60-х к ним добавились турбовальные ГТД-3Ф, спроектированные в расположенном по соседству омском ОКБ главного конструктора В.А. Глушенкова для палубных вертолетов Ка-25, а в начале 70-х – турбореактивные АЛ-21Ф-3 генерального конструктора А.М. Люльки для различных модификаций истребителя-бомбардировщика Су-17М и фронтового бомбардировщика Су-24. С начала 80-х в Омске выпускались «климовские» ТРДДФ четвертого поколения РД-33 для истребителей МиГ-29 и вспомогательные силовые установки ВСУ-10 омской разработки для широкофюзеляжных лайнеров Ил-86, а затем и Ил-96. В тяжелые для всей отечественной авиапромышленности 90-е серийное производство двигателей АЛ-21Ф-3, а затем и РД-33 на объединении им. П.И. Баранова сошло на нет, а освоение новых турбовинтовых ТВ7-117С (для Ил-114) и ТВД-20 (для Ан-3Т) так и не увенчалось выходом на массовую серию. Основной объем работ предприятия в последнее время был связан с ремонтом ранее выпускавшихся им двигателей АЛ-21Ф-3 для Су-24, РД-33 серии 2 для МиГ-29 и ТВД-20 для Ан-3Т, а также ВСУ-10 для Ил-96. Финансовая ситуация на заводе стала выправляться только в последние годы, после подключения ОМО им. П.И. Баранова к производственным программам московского «Салюта», филиалом которого он стал в 2011 г., и последующего вхождения НПЦ газотурбостроения «Салют» в состав Объединенной двигателестроительной корпорации. Сейчас омское предприятие, коллектив которого насчитывает 3600 человек, не только активно расширяет изготовление закрепленных за ним комплектов агрегатов целого ряда авиадвигателей из сегодняшней продуктовой линейки ОДК (АИ-222-25, ВК-2500, НК-32, РД-33МК и др.), но и готовится вернуть себе статус завода-финалиста по выпуску новых авиационных силовых установок: с 2018 г. здесь будут собираться турбовинтовые ТВ7-117СТ для легкого военно-транспортного самолета Ил-112В и ТВ7-117СМ для регионального пассажирского Ил-114-300. Накануне юбилея на ОМО им. П.И. Баранова побывал корреспондент «Взлёта», который смог лично убедиться в том, как буквально возрождается омское авиамоторостроение.

В августе этого года, во время празднования столетия ОМО им. П.И. Баранова, Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют», чьим филиалом ныне является омское предприятие, обнародовал информацию о ходе реализации проекта разрабатываемого им нового двухконтурного турбореактивного двигателя СМ-100, предназначенного для применения на учебно-боевых самолетах Як-130 и других летательных аппаратах.

23 августа 2016 г. экспериментальный высотный самолет ЭМЗ им. В.М. Мясищева М-55 «Геофизика» прибыл в Каламату на юге Греции для подготовки к проведению метеорологических исследований верхних слоев атмосферы в интересах Евросоюза в рамках международного научно-исследовательского проекта StratoClim. Контракт между ЭМЗ им. В.М. Мясищева и потсдамским Институтом Альфреда Вегенера (Германия) на предоставление самолета М-55 для участия в этих экспериментах был подписан в 2014 г.

 19 августа 2016 г. в Новосибирске торжественно отметили 85-летие авиационного завода им. В.П. Чкалова, ныне являющегося филиалом компании «Сухой». На мероприятии было объявлено, что на предприятии завершается постройка уже сотого фронтового бомбардировщика Су-34. Фактически самолет еще находится на этапе сборки, его поставка Министерству обороны России может состояться ближе к концу года.

В середине августа 2016 г. входящая в состав ОАК корпорация «Иркут» обеспечила изготовление, доставку и передачу в Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского фюзеляжа второго опытного экземпляра перспективного ближне-среднемагистрального пассажирского самолета МС-21-300 для проведения статических испытаний планера новейшего лайнера. Они должны подтвердить прочностные характеристики перспективного пассажирского самолета для получения разрешения на начало его летных испытаний и затем обеспечить сертификацию МС-21 по статической прочности.

В ходе состоявшейся в июле 2016 г. рабочей поездки заместителя министра обороны России Юрия Борисова на Воронежское акционерное самолетостроительное общество особое внимание было уделено работам по постройке на заводе опытных образцов перспективного легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Как известно, за ВАСО закреплены изготовление отсеков фюзеляжа, крыла, оперения, мотогондол, стыковка агрегатов, окончательная сборка, покраска и проведение комплекса летных испытаний всех строящихся Ил-112В, начиная с первого летного образца (№0101). В соответствии с утвержденной в 2015 г. схемой кооперации по постройке Ил-112В ульяновское АО «Авиастар-СП» поставляет на ВАСО панели фюзеляжа, люки и двери, а казанское АО «КАПО-композит» – тормозные щитки, интерцепторы, обтекатели рельсов закрылков, панели хвостовой части крыла, элеронов, триммеры рулей высоты и рулей направления. Полный комплект ульяновских панелей на самолет №0101 был поставлен в Воронеж к лету 2016 г., комплект люков и дверей ожидается в сентябре. Тогда же начнется изготовление агрегатов для Ил-112В в Казани.

29 июля 2016 г. на летно-испытательном комплексе АО «Вертолеты России» в подмосковном Томилино впервые поднялся в воздух первый опытный экземпляр модернизированного боевого вертолета Ми-28НМ (ОП-1). Он был изготовлен в прошлом году по договору с МВЗ им. М.Л. Миля заводом «Роствертол», который принимал самое непосредственное участие в его разработке. Как сообщается в опубликованном нынешним летом очередном годовом отчете «Роствертола», «в ближайшей перспективе начнутся поставки МО РФ мощных ударных вертолетов Ми-28НМ – принципиально новой машины с улучшенными тактико-техническими, летными и боевыми характеристиками. В 2015 г. в ПАО «Роствертол» изготовлен опытный образец данного вертолета, существенно отличающийся от базовой модели. Ми-28НМ получит принципиально новый локатор, который обеспечит вертолету круговой обзор, а также новую систему управления. Кроме того, для модернизированного «Ночного охотника» также создаются новые лопасти несущего винта, которые позволят увеличить крейсерскую скорость вертолета на 13%, а максимальную – на 10%. Срок проведения государственных испытаний опытного образца Ми-28НМ – 2016 г.».

22 июля 2016 г. после официальной сдачи заказчику с аэродрома Воронежского акционерного самолетостроительного общества перелетел в московское Внуково очередной новый самолет Ил-96, построенный по заказу Управления делами Президента России. Этот Ил-96‑300ПУ(М1), получивший регистрационный номер RA-96022 и впервые поднявшийся в воздух в Воронеже 23 ноября 2015 г., стал уже девятым Ил-96 в парке СЛО «Россия». В этом году за ним последует еще один лайнер – Ил-96-300 в варианте «салон» (RA-96023), выведенный на заводскую летно-испытательную станцию в мае.

Одной из главных новинок нынешнего авиасалона в Фарнборо в области коммерческой авиации стал бразильский региональный самолет Е190-Е2 – модернизированная версия популярнейшего семейства Embraer EJets, ремоторизованная новейшими редукторными двигателями Pratt & Whitney PW1900G. Первый опытный экземпляр машины (PR-ZEY, заводской №19020001) прибыл на выставку менее полутора месяцев спустя после его первого полета, состоявшегося 23 мая 2016 г. Трансатлантический перелет в Великобританию с заводского аэродрома в Сан-Жозе-дус-Кампусе с промежуточными посадками для дозаправки в Ресифи на северо-востоке Бразилии и острове Сал (Кабо-Верде) занял 12 ч 40 мин и прошел «очень гладко», став, по словам старшего операционного директора Embraer Commercial Aviation Луиса Карлоса Аффонсо, «наглядной демонстрацией высокой надежности Е190-Е2 даже на таком раннем этапе программы испытаний».

Важнейшим событием нынешнего года в гражданском авиастроении России стала прошедшая 8 июня 2016 г. в Иркутске торжественная церемония выкатки со сборки первого летного образца перспективного ближне-среднемагистрального пассажирского самолета МС-21, создание которого ведет корпорация «Иркут» (см. «Взлёт» №6/2016, с. 4–5). Самолет строится в широкой кооперации предприятий Объединенной авиастроительной корпорации, с активным участием других отечественных поставщиков и ряда именитых зарубежных партнеров. Накануне выкатки редактору «Взлёта» посчастливилось побывать на Иркутском авиационном заводе и собственными глазами увидеть, как работает смонтированная здесь современнейшая автоматизированная линия агрегатной и окончательной сборки МС-21, на которой прибывающие с других предприятий детали и агрегаты превращаются в готовый самолет. 

8 июня 2016 г. на Иркутском авиационном заводе (филиал входящей в состав ОАК корпорации «Иркут») состоялась торжественная церемония выкатки первого летного экземпляра российского перспективного ближне-среднемагистрального пассажирского самолета МС-21. Новейший лайнер был представлен Председателю Правительства России Дмитрию Медведеву, руководителям федеральных и региональных органов власти, делегациям предприятий – участников кооперации, авиакомпаний и представителям прессы.

7 июня 2016 г., накануне торжественной выкатки первого летного экземпляра перспективного пассажирского самолета МС-21, в цехах Иркутского авиационного завода (филиал корпорации «Иркут») журналистам были впервые продемонстрированы находящиеся в процессе изготовления первые опытные образцы нового учебно-тренировочного самолета первоначальной летной подготовки Як-152.

В минувшем году мировая экономика так и не смогла выбраться из серьезного экономического кризиса, что хорошо видно по той волатильности, которая присутствует на мировых фондовых рынках, и по тому количеству компаний, которые банкротятся и сходят с арены борьбы за заказы. Это самым непосредственным образом сказывается и на авиационных перевозках и, соответственно, на мировом авиастроении. Кризис всегда позволяет выявить истинных лидеров, сумевших разработать более реалистичные и стрессоустойчивые программы развития своей продуктовой линейки и более активно действующих на рынке продаж новых авиалайнеров. Все это касается и трех героев наших традиционных обзоров мирового рынка региональных самолетов, признанными лидерами которого являются бразильская Embraer, канадская Bombardier и франко-итальянская ATR.

30 мая 2016 г. в Таганроге состоялась торжественная церемония выкатки первого серийного самолета-амфибии Бе-200ЧС (№303) для МЧС России, построенного ТАНТК им. Г.М. Бериева. По словам генерального директора предприятия Юрия Грудинина, в ближайшее время он должен поступить на летные испытания, после проведения которых будет передан заказчику. Планируется, что в сентябре этого года машина примет участие в «Гидроавиасалоне-2016», который по традиции пройдет в Геленджике.

Нефтегазовый сектор экономики во всем мире является одним из активных потребителей рынка вертолетных услуг. Не являются исключением и российские компании этой отрасли. С одной стороны, это обусловлено необходимостью обеспечения  деятельности предприятий в труднодоступных районах, освоением новых месторождений за Полярным кругом и на морском шельфе, контроля за эксплуатацией магистральных нефтегазопроводов. С другой – достаточно высокой потребностью отрасли в VIP-перевозках. Практически все ведущие отечественные игроки в нефтегазовой сфере имеют собственный вертолетный парк и являются крупными заказчиками винтокрылой техники как российского, так и иностранного производства.

Холдинг «Технодинамика» объявил в ходе выставки HeliRussia 2016 о начале работ над новым семейством турбовальных двигателей ТД-701 для легких вертолетов.

Подразделение «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» представило на HeliRussia 2016 беспилотный конвертоплан типа «летающее крыло» с четырехроторной подъемно-маршевой гибридной силовой установкой.

Как стало известно на выставке HeliRussia 2016, нынешним летом холдинг «Вертолеты России» приступает к поставкам заказчикам вертолетов «Ансат» с гидромеханической системой управления. Напомним, сертификация версии «Ансата» с ГМСУ в транспортном и патрульном варианте завершилась в августе 2013 г., затем в декабре 2014 г. была сертифицирована пассажирская, а в мае 2015 г. – санитарная версии машины. В декабре 2015 г. было получено дополнение к сертификату типа на VIP-версию. Тем самым были сняты последние ограничения для продвижения «Ансата» на рынок и полноценного старта его коммерческой эксплуатации.

На прошедшей 19–21 мая 2016 г. выставке HeliRussia 2016 холдинг «Вертолеты России» распространил информацию о том, что Минобороны России станет первым заказчиком нового многоцелевого вертолета Ми-38. «Министерство обороны России совместно с АО «Вертолеты России» приняло решение о порядке и сроках поступления вертолетов Ми-38 в ВКС РФ. Прорабатывается возможность закладки определенных решением параметров поставок вертолета в проект следующей программы вооружения, – говорится в сообщении холдинга. – Данное решение предусматривает проведение совместных летных испытаний новой версии среднего многоцелевого вертолета Ми-38, оснащенного и оборудованного под нужды Министерства обороны и имеющего исключительно агрегаты и комплектующие отечественного производства. Новая машина пройдет ряд летных испытаний на соответствие требованиям армии. По их результатам будут спланированы закупки вертолета Ми-38 для нужд ВКС».

17 мая 2016 г. в Австрии состоялся первый полет нового двухместного учебно-тренировочного самолета DART-450 всемирно известной авиастроительной компании Diamond. Особенностью машины является полностью композиционная конструкция планера, система управления с боковыми ручками и использование системы катапультирования экипажа. Но главным сюрпризом стало применение на нем разработанного и изготовленного в Запорожье компаниями «Ивченко-Прогресс» и «Мотор Сич» турбовинтового двигателя АИ-450С взлетной мощностью 500 л.с., приводящего во вращение пятилопастный воздушный винт МТ.

Производимые сейчас на принадлежащем российскому холдингу УГМК чешском предприятии Aircraft Industries 19-местные турбовинтовые самолеты местных воздушных линий L-410UVP-E20 скоро, возможно, будут собираться на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) в Екатеринбурге. Предварительная договоренность об этом была достигнута еще летом 2015 г., а осенью прошлого года был подписан договор, по условиям которого УЗГА получил действующую до 2035 г. лицензию на сборку L-410.

21 апреля 2016 г. холдинг «Вертолеты России», входящий в госкопорацию «Ростех» и объединяющий основные вертолетостроительные активы страны, официально объявил консолидированные операционные и аудированные финансовые результаты своей деятельности за 2015 г. по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Выручка компании, по сравнению с предыдущим годом выросла на 29,5% и достигла 220,0 млрд руб. (около 3,0 млрд долл. по курсу на 31 декабря 2015 г.). Операционная прибыль (EBITDA) возросла на 39,5% – до 65,6 млрд руб. (0,9 млрд долл.), а чистая прибыль – более чем вдвое, до 42,2 млрд руб. (около 580 млн долл.) при уровне рентабельности (по EBITDA) 29,8%. В общем объеме выручки 177,0 млрд руб. (80,5%) пришлось на продажи вертолетов, а 38,3 млрд руб. (17,4%) – на услуги сервиса и послепродажного обслуживания.

По оценкам аналитиков европейской вертолетостроительной компании Airbus Helicopters, совокупный мировой объем поставок вертолетов гражданского назначения взлетной массой более 1,3 т в минувшем году составил 627 машин, а сама компания заняла при этом первое место с долей 45%. На втором месте оказалась американская компания Bell (доля в 19,5%), на третьем – AgustaWestland (18,5%), четвертое место досталось поменявшей недавно своего «хозяина» американской компании Sikorsky (9%), а пятое эксперты европейской компании отдали «Вертолетам России» – с долей 5%. На остальных поставщиков, включая американский Boeing, пришлось порядка 3%.

Как неоднократно заявлялось на всех уровнях, перед АК им. С.В. Ильюшина и Воронежским акционерным самолетостроительным обществом поставлена задача до конца июня 2017 г. поднять в воздух первый опытный образец перспективного легкого транспортного самолета Ил-112В. Подготовка производства на ВАСО в связи с этим в настоящее время идет полным ходом. В апрельском номере заводской газеты «Воронежские крылья» директор департамента управления проектами ВАСО Александр Быков рассказал некоторые подробности реализации этой программы.

Как уже сообщал наш журнал, 28 апреля 2016 г. в г. Арсеньев в Приморье начались летные испытания новейшего среднего многоцелевого вертолета Ка-62, разработку которого ведет фирма «Камов», а производство осуществляет Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина (оба предприятия входят в холдинг «Вертолеты России»). В этот день экипаж АО «Камов» в составе летчиков-испытателей Виталия Лебедева (командир экипажа) и Наиля Азина (второй пилот) выполнил на первом летном образце Ка-62 (ОП-1) первое висение с небольшими перемещениями во всех плоскостях и ограниченным маневрированием по углу тангажа, крену и курсу. На выставке HeliRussia 2016 «Взлёту» удалось поговорить с главным конструктором вертолета Александром Вагиным, который сообщил некоторые подробности о начавшейся программе летных испытаний.

22 апреля 2016 г. с аэродрома в японской Нагойе совершил первый полет самолет – демонстратор перспективных технологий Mitsubishi X-2 (ранее был известен как ATD-X). Это событие знаменует собой окончание многолетнего цикла разработки в Японии прототипа перспективного боевого самолета и, возможно, начало нового, не менее трудного пути к серийному истребителю нового поколения.

Первый японский сверхзвуковой истребитель, и в целом первый после окончания второй мировой войны боевой самолет японской разработки, появился только в середине 1970-х гг. Им стал сверхзвуковой одноместный истребитель-бомбардировщик Mitsubishi F-1, созданный на базе появившегося несколькими годами ранее двухместного сверхзвукового учебно-тренировочного самолета Mitsubishi Т-2. Оба в целом повторяли схему и многие конструктивные решения англо-французского истребителя-бомбардировщика SEPECAT Jaguar, но, несмотря на это, считались полностью собственными проектами японской авиапромышленности.

Одним из наиболее заметных событий прошедшего 19–21 апреля 2016 г. в Москве Международного форума двигателестроения МФД-2016 стал доклад Генерального директора – Генерального конструктора пермского ОАО «Авиадвигатель» Александра Иноземцева о состоянии работ по перспективному ТРДД нового поколения ПД-14 и создании на его базе семейства двигателей различного назначения. Глава пермского КБ не только рассказал о фактических результатах испытаний опытных ПД-14, но и впервые довольно подробно остановился на вопросах разработки на основе газогенератора ПД-14 двигателя меньшей тяги ПД-10, вертолетного ПД-12В, а также перспектив создания ТРДД большой тяги ПД-35.

В 2015 г. ведущие западные авиапроизводители поставили своим заказчикам по всему миру 411 новых дальнемагистральных, 986 среднемагистральных и 142 реактивных региональных авиалайнеров. В полет их поднимают 3168 турбовентиляторных двигателей – таков примерно годовой объем производства современных ТРДД для гражданской авиации (не считая поставок запасных двигателей и работы на опережение) американских и западноевропейских авиамоторостроителей. Основными поставщиками двигателей для Airbus и Boeing, Embraer и Bombardier в настоящее время являются американские компании General Electric и Pratt & Whitney, британская Rolls-Royce и международные альянсы CFM International (совместное предприятие General Electric и французской Snecma из группы Safran с равными долями участия), IAE (49,5% Pratt & Whitney, по 25,25% германской MTU и японской JAEC) и Engine Alliance (равноправный альянс «партнеров-конкурентов» General Electric и Pratt & Whitney). Таким образом, главными игроками на рынке двигателей для авиалайнеров являются всего четыре национальных компании-производителя. Рассмотрим, с какими результатами закончили они минувший год, и какие планы строят на ближайшее будущее.

Центральный институт авиационного моторостроения (ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»), отметивший в конце прошлого года свое 85-летие, по праву считается головной научно-исследовательской организацией авиадвигателестроения России. В институте выполняется полный спектр исследований от фундаментальных и прикладных до испытаний двигателей в условиях, максимально приближенных к эксплуатационным, а также осуществляется научное сопровождение всех отечественных разработок в данной области. Во взаимодействии с предприятиями Объединенной двигателестроительной корпорации ЦИАМ участвует в процессе проектирования, доводки и сертификации всех российских авиационных двигателей. Не стал исключением и проходящий в настоящее время испытания первый за все постсоветские годы ТРДД нового поколения для пассажирских и транспортных самолетов – ПД-14. О работах института по этому двигателю и другим перспективным направлениям развития отечественного авиамоторостроения «Взлёт» поговорил с генеральным директором ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» Владимиром Бабкиным.

Результаты прошедшего 2015 г. продемонстрировали, что в отрасли отечественного авиационного двигателестроения в целом продолжается тенденция к улучшению финансово-экономического состояния предприятий и росту производства. Суммарная выручка предприятий Объединенной двигателестроительной корпорации за год выросла на 29%, превысив 257 млрд руб. (в 2014 г. – 199 млрд руб.). В общей сложности предприятиями ОДК корпорации в течение года было изготовлено свыше 1300 новых двигателей различного назначения, отремонтировано более 1250. Вместе с тем, по-прежнему весьма высокой остается долговая нагрузка производителей, а три предприятия (ММП им. В.В. Чернышева, НПО «Сатурн» и «Кузнецов») продолжают генерировать убытки, хотя размеры их и снижаются. Еще одной проблемой отрасли является отставание от намеченных планов развертывания серийного производства вертолетных двигателей на «Климове» в рамках программы импортозамещения.

Вот уже на протяжении четверти века судьба семейства самолетов Ту-204 складывается непросто. Старт программы серийного производства пришелся на кризисные 90-е, появившиеся в 2000-е заказы для нескольких авиакомпаний, к сожалению, не послужили толчком для действительно массового выпуска. Не получила пока ни одного коммерческого заказа и модернизированная версия Ту-204СМ. Пожалуй, одной из наиболее успешных страниц в истории ульяновских Ту-204 можно считать период эксплуатации самолетов модификации Ту-204‑300 в авиакомпании «Владивосток Авиа», продолжавшийся восемь лет – с 2005 по 2013 гг. Именно использование дальнемагистральных Ту-204-300, отличающихся от базовой версии Ту-204-100 укороченным на 6 м фюзеляжем, позволило авиакомпании начать выполнение беспосадочных рейсов из Москвы во Владивосток. Дальность полета «трехсотки» с максимальной коммерческой загрузкой составила порядка 5900 км, а с максимальным запасом топлива – свыше 7300 км. Именно эти характеристики послужили отправной точкой для создания на базе Ту-204‑300 бизнес-версии с дальностью полета до 10 000 км.

Ведущий отечественный разработчик бортовых радиолокационных станций с фазированными антенными решетками (ФАР) – Научно-исследовательский институт им. В.В. Тихомирова – несмотря на непростую ситуацию в экономике страны, продолжает наращивать объемы производства. Как рассказал «Взлёту» генеральный директор института Юрий Белый, по итогам минувшего 2015 г. НИИП продемонстрировал рост выручки на 69% и положительную рентабельность. Средняя заработная плата по предприятию достигла 56,5 тыс. руб., что не только больше средней величины по региону, но и в целом по отрасли.

16 марта 2016 г. на входящем в холдинг «Вертолеты России» заводе «Роствертол» прошло торжественное мероприятие, посвященное запуску в серийное производство боевого вертолета Ми-28НЭ с двойным управлением. Ранее, как известно, экипаж Ми-28Н, строившихся для Министерства обороны России, и Ми-28НЭ, поставлявшихся с лета 2014 г. на экспорт, состоял из командира и штурмана-оператора, причем органы управления вертолетом имелись только в кабине командира. Вместе с тем, уже довольно давно высказывались пожелания оснастить дублирующим комплектом органов управления и переднюю кабину, благодаря чему второй член экипажа превращается в летчика-оператора или летчика-инструктора, значительно упрощается процесс подготовки летчиков в строевых частях, а, кроме того, повышается живучесть вертолета в условиях боевого применения.

В 2015 г. российской авиационной промышленностью было изготовлено 126 новых боевых и учебно-боевых самолетов (не считая самолето-комплекты для лицензионной сборки истребителей Су-30МКИ в Индии). Это почти на 30% больше, чем годом раньше. Рост обеспечен, главным образом, за счет более чем трехкратного роста экспорта (с 10 до 34 самолетов). При этом сохраняется доминирование в общем объеме производства доли авиатехники, поставляемой по контрактам с Министерством обороны России, составившей в минувшем году почти 75%.

В прошлом номере наш журнал уже кратко касался предварительных итогов очередного года противостояния двух ведущих авиастроительных компаний мира по производству гражданских авиалайнеров – американской Boeing и европейской Airbus (см. «Взлёт» №1–2/2016, с. 8). Напомним, по результатам 2015 г. американцы в четвертый раз подряд обошли европейцев по количеству поставленных пассажирских и грузовых самолетов (до 2012 г. в течение десятилетия лидерство здесь принадлежало Airbus), но снова уступили им по числу полученных новых заказов. В общей сложности Boeing поставил в 2015 г. своим заказчикам 762 гражданских самолета, третий год подряд установив свой личный рекорд (рост поставок составил 5%), и получил 768 новых заказов (на 86% меньше, чем в 2014 г.). Airbus, в свою очередь, поставил в минувшем году 635 самолетов (рост на 1%), нарастив свой портфель заказов на 1036 авиалайнеров (годом раньше новых контрактов было заключено на 40% больше).

За рубежом сверхзвуковые истребители (и созданные на их базе ударные и специализированные боевые самолеты) сегодня серийно производятся американскими компаниями Boeing (F-15, F-18), Lockheed Martin (F-16, F-35), французской Dassault (Rafale), западноевропейским консорциумом Eurofighter (Typhoon), шведской SAAB (Gripen), авиапромышленностью Китая (J-10, J-11, J-20). Имеются такие компетенции также у Индии, Пакистана, Южной Кореи и Японии. Поскольку фактические объемы производства боевой авиатехники в КНР доподлинно не известны, а другим перечисленным азиатским странам по итогам прошлого года похвастаться в этой области особо было нечем, то в этом обзоре рассмотрим вкратце только реализацию актуальных американских и западноевропейских «истребительных» программ.

28 февраля 2016 г. на аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском состоялся первый полет первого модернизированного военно-транспортного самолета Ил-76МД-М (RA‑76746).

25 февраля 2016 г. на предприятии бразильской компании Embraer в Сан-Жозе-дус-Кампусе прошла торжественная церемония выкатки первого летного экземпляра нового 97–106-местного регионального самолета Е190-Е2, отличающегося от выпускающихся в настоящее время серийных Е190 применением новейших двигателей PW1900G, нового крыла, полностью цифровой системы дистанционного управления и рядом других доработок.

8 февраля 2016 г. ГП «Антонов» завершило сборку фюзеляжа нового транспортного самолета-демонстратора  Ан-132Д. Он поступил на окончательную сборку, в ходе которой проводится стыковка основных агрегатов планера – фюзеляжа, крыла, хвостового оперения, пилонов, мотогондол – и осуществляется монтаж самолетных систем.

Очередному, уже десятому по счету ежегодному обзору итогов работы российской авиапромышленности по производству пассажирских и транспортных самолетов мы решили дать новое название. Напомним, первый такой обзор вышел в нашем журнале в начале 2007 г. и назывался «В преддверии подъема»: незадолго до этого была создана Объединенная авиастроительная корпорация, определившая одной из своих главных целей кардинальный рост выпуска гражданских авиалайнеров. Но добиться ощутимого увеличения объемов производства и поставок удалось не сразу – на протяжении первых пяти лет они не превышали 10–15 лайнеров в год, а первые признаки подъема стали намечаться только в начале нынешнего десятилетия. Лишь в 2012 г. удалось преодолеть рубеж в два десятка построенных пассажирских и транспортных машин, по итогам 2013 г. из сборочных цехов российских авиазаводов вышло уже 36 новых лайнеров, а в 2014-м – 44 (передано в эксплуатацию 38). Рывок 2013–2014 гг. был обеспечен, главным образом, интенсификацией серийного выпуска региональных самолетов Sukhoi Superjet 100: если в 2012 г. было изготовлено 12 таких машин, то в 2013‑м – уже 24, а в 2014-м – 35.

19 января 2016 г. на Иркутский авиационный завод корпорации «Иркут» из Ульяновска доставлена первая (правая) консоль композитного крыла самолета МС-21. Она изготовлена на предприятии «АэроКомпозит-Ульяновск» по инновационной технологии вакуумной инфузии и автоматизированной выкладки углеродного наполнителя. ЗАО «АэроКомпозит» заканчивает работы по изготовлению левой консоли крыла. После ее поставки в Иркутск там начнется стыковка крыла с уже собранным фюзеляжем первого летного экземпляра МС-21, начало испытаний которого запланировано на вторую половину 2016 г. Чуть менее года назад, в апреле 2015 г., «АэроКомпозит-Ульяновск» отгрузил на Иркутский авиазавод композитный центроплан с элементами отсека фюзеляжа, который уже интегрирован в конструкцию первого образца МС-21.

Подробный обзор производства и поставок региональных самолетов «Взлёт» по традиции публикует в июне, но уже сейчас можно подвести некоторые предварительные итоги прошедшего года. Как обычно, первым среди участников «битвы регионалов» 14 января 2015 г. отчитался ее лидер – бразильский Embraer. По официальным данным компании, за 2015 г. она передала заказчикам 101 реактивный региональный авиалайнер семейства EJets, что на 9 машин (или почти на 10%) больше, чем в 2014-м. Как и годом ранее, наибольшим спросом в 2015 г. пользовались самолеты модели E175 – их отправилось к новым владельцам сразу 82 штуки. На втором и третьем месте оказались Е195 и Е190 (9 и 8 соответственно), а самых «маленьких» в семействе Е170 было поставлено всего две машины.

Две ведущие авиастроительные компании мира, американская Boeing и европейская Airbus, в первой половине января по традиции обнародовали предварительные результаты своей деятельности в минувшем году. Более подробные годовые отчеты появятся несколько позже, но в целом ситуация уже понятна. Американцы четвертый год подряд обошли европейцев по количеству поставленных авиалайнеров (до 2012 г. в течение 10 лет лидерство здесь принадлежало Airbus), но третий раз подряд уступили им по новым контрактам и общему портфелю заказов.

30 декабря 2015 г. в Омский летно-технический колледж гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского прибыл новый легкий многоцелевой вертолет Bell 407GXP, который будет использоваться в процессе летного обучения курсантов-вертолетчиков. Окончательная сборка машины и ее летные испытания перед поставкой заказчику выполнены на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) в Екатеринбурге в рамках соглашения с американской компанией Bell Helicopter, заключенного в мае 2015 г.

30 декабря 2015 г. на Московском вертолетном заводе им. М.Л. Миля холдинга «Вертолеты России» в подмосковном Томилино прошла торжественная церемония вручения сертификата типа на новый многоцелевой транспортный вертолет средней грузоподъемности Ми-38. Сертификат за номером ФАВТ‑01‑Ми-38, подтверждающий соответствие типовой конструкции вертолета требованиям российских авиационных правил АП-29 (гармонизированы с европейскими и американскими нормами летной годности CS-29 и FAR-29), был передан главой Росавиации Александром Нерадько генеральному директору холдинга «Вертолеты России» Александру Михееву. Стоит заметить, что это первый российский сертификат типа, выписанный после передачи функций сертификации авиационной техники от Авиарегистра МАК Федеральному агентству воздушного транспорта.

29 декабря 2015 г. на летно-испытательном комплексе Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля холдинга «Вертолеты России» в подмосковном Томилино состоялся первый полет экспериментального вертолета – демонстратора технологий, являющегося летающей лабораторией перспективного скоростного вертолета (ЛЛ ПСВ). В первом полете машину пилотировал летчик-испытатель Владимир Кутанин, на борту находилась также инженер-испытатель Татьяна Демьяненко. Экипаж отметил хорошую устойчивость и управляемость вертолета, высокие динамические характеристики, нормальную работу систем и оборудования.

25 декабря 2015 г. на аэродроме Орешково в Калужской области состоялся первый полет двухместного учебно-тренировочного и спортивно-пилотажного самолета СР-10. Это первый реактивный самолет, построенный в нашей стране частным конструкторским бюро – московским КБ «Современные авиационные технологии» (КБ «САТ»). Пилотировал машину в первом полете Заслуженный летчик-испытатель России Юрий Кабанов, в задней кабине находился летчик Максим Миронов – бизнесмен и большой энтузиаст авиации, ставший инициатором этого проекта.

18 декабря 2015 г. Министерство транспорта Канады выдало сертификат типа на новейший пассажирский авиалайнер CS100, созданный компанией Bombardier по программе CSeries, подтвердив тем самым его соответствие всем нормам авиационной и экологической безопасности. В ходе сертификационных испытаний, во время которых пять опытных CS100 и первый CS300 налетали с сентября 2013 г. более 3000 часов, были подтверждены низкий уровень шума (разработчик называет CSeries «самыми тихими серийными авиалайнерами в мире») и максимальная дальность полета свыше 6100 км, которая почти на 650 км превысила расчетный показатель.

Страница 2 из 2